Найти тему

武俠 Сражающийся герой (часть II)

Продолжение, начало здесь

Авеню Звезд, Гонконг (фото автора)
Авеню Звезд, Гонконг (фото автора)

Как ни странно, но популярный современный кинематографический жанр уся (武俠 wǔxiá) родился из записок об известных политических убийствах (убийство короля У Ляо, покушение на жизнь Цинь Шихуанди) и жизнеописаний известных убийц древности (刺客 cìkè – подосланный убийца), специализировавшихся на заказных убийствах аристократов и знати. Предшественниками уся были 傳奇 chuánqí – "легендарные сказки", новеллы эпохи Тан и романы эпохи Сун ("Речные заводи"). Это сочетание боевых искусств и приключений, темных замыслов и благородных поступков, жутких происшествий, страстей, подвигов и преступлений. Во времена империй Мин и Цин "сказки" попали под запрет – уж очень образы воинственных разбойников пугали правящие круги – а вдруг плохому научат, вдруг на неповиновение правителю надоумят, вдруг фантастические подвиги и нереальные боевые искусства главных героев подтолкнут простой люд к изучению боевых искусств реальных.

В кинематографе эра уся началась в конце 20-х годов XX века, когда на экраны кинотеатров вышел снятый в 1925 году в Шанхае немой и черно-белый фильм "Женщина-воин Ли Фэйфэй", но популярность жанру принесло другое кино – вышедший тремя годами позже фильм "Сожжение храма красного лотоса". В некотором смысле, это был не строго жанр уся, а помесь с фэнтези: герои в фильме бегали по воздуху, стреляли молниями. Но в остальном фильм вполне пристойно показывал битвы мастеров боевых искусств, бегающих по стенам и крышам, пробивающих кулаками стены и т.д.

Кадр из фильма "Сожжение храма красного лотоса"
Кадр из фильма "Сожжение храма красного лотоса"

Фильм стал настолько популярным, что было снято семнадцать продолжений. К сожалению, ни одной копии хотя бы одного из этих фильмов не сохранилось. Революции, войны, японские бомбардировки, культурная революция - что из это не пережили хрупкие ленты, сложно сказать. Но одно точно известно, фильмы жанра уся появились не на пустом месте. Был такой писатель Сян Кайран (псевдоним), он вращался в кругах тайных членов разных боевых обществ, учился боевым искусствам в Японии, владел самурайским мечом и приемами кулачного боя. Он и стал первым в Китае писателем жанра уся в современном понимании слова. 20-е годы XX века были эпохой перемен. Императорский Китай ушел в прошлое, а вместе с переменами в устройстве государства стали подвергаться сомнениям конфуцианские устои общества, традиции семьи, отношения сословий и многое другое. Боевой жанр, проповедующий культ "справедливой силы", нашел живой отклик у молодежи. Романы Сян Кайрана "Истории о невероятных воинах рек и озёр", "Истории о праведных героях"– это описание особого мира, существовавшего параллельно официальной культуре, – мира цзянху, мира боевых искусств и преступных сообществ, мира, в котором быть сильным важнее, чем быть богатым или образованным. Цзянху (江湖 jiānghú) дословно переводится как "реки и озера", это древний термин, впервые он употребляется в даосской книге притч 莊子 zhuāngzi (примерно, 300 г. до н. э.), где 出江湖 chū jiānghú – "уйти в реки и озера", буквально означает странствия вдали от двора, и придворной жизни, бродячий стиль жизни, и идеология ухода из суетного мира и от контроля со стороны власти. Ли Шанъинь (李商隱, 813–858 гг., поэт эпохи Тан) размышляет: "Хочется состариться среди рек и озер, на маленькой лодке вернуться к Небу и Земле". Первоначально термин "цзянзу" означал субкультуру отшельников, ушедших от придворной жизни. Но, чтобы получить свободу, нужно уметь ее защитить: как говорит чэнъюй, 以武犯禁 Yǐ wǔ fànjìn – чтобы иметь возможность нарушать запреты, нужно иметь силу. Так появилась специфическая социальная группа рыцарей 侠 xiá с навыками «свирепого, безжалостного, лютого, жестокого боевого мастерства». Эти бойцы сражаются не просто за личную свободу, а за всеобщие справедливость и нравственность, превыше всего для них – долг, честность, верность, порядочность, нравственность. Но такой идеальный мир может существовать в романах, о нем могут рассказывать свои бесконечные истории бродящие чтецы книг шуошудэ, о таких могущественных и непобедимых защитниках всех страждущих и угнетенных может мечтать народ, но в жизни все было гораздо прозаичнее. По сути сформировалась романтика преступной вольницы, где властвуют свои законы – цзянху гуйцзю (江湖规矩 jiānghú guīju), законы силы, законы теневого мира, зачастую криминального и крайне жестокого. Вот об этом теневом закулисье, мире безжалостных и не ведающих страха бойцов, мире фантастических боевых искусств и духовных практик, сочетающихся с совсем не духовными целями и писал Сян Кайран. Он описал настолько реальные события и реальных людей, что поневоле вынужден был скрыться по вымышленным именем. Хотя он, конечно, многое преувеличил и романтизировал. Покажи он реальные нравы миря цзянху-уся, кто бы стал читать эти кровавые ужасы.

Жанр уся быстро расцвел в кинематографе Китая и так же быстро попал под запрет. Только Гонконг и Тайвань, оказавшиеся вне влияния коммунистических властей материкового Китая, продолжали разрабатывать эту золотоносную жилу. Реальные китайские боевые искусства, в первую очередь ушу (武术 wǔshù) и кунг фу (功夫 gōngfu), перенесенные на экран, трансформировались до сверхчеловеческих уровней: персонажи летают, бегают по воде, одним прыжком взмывают на крыши домов и высокие деревья, сражаются излучениями из своего тела убийственных энергий и стихий, в качестве оружия используют любые предметы повседневного быта. Как говорил персонаж американского детского фильма, снятого в подражание китайским уся-боевикам: "убить можно и рулоном туалетной бумаги".

Бронзовый Брюс Ли на Авеню Звезд в Гонконге (фото автора)
Бронзовый Брюс Ли на Авеню Звезд в Гонконге (фото автора)

Жанр уся в XX веке – это что ни имя, то звездный свет: Брюс Ли, Джеки Чан, Джет Ли. На исходе века под несомненным влиянием уся был создан культовый фильм поколения "Матрица" с Киану Ривзом в главной роли. Но кроме боевых искусств в фильме ничего китайского особо не просматривается. А вот знаменитый "Крадущийся тигр, затаившийся дракон" ( 臥虎藏龍) тайваньского кинорежиссера Ли Энга (李安) стал мировым событием в кинематографе: 10 номинаций на Оскар, два Золотых Глобуса и 4 премии BAFTA, космический коммерческий успех и нереальная любовь зрителей. Сюжет фильма разворачивается в Китае 18-го века во времена династии Цин. Все как и положено хорошей китайской истории – легенды, водопады, бамбуковый лес, мечи и дротики, любовь и судьба. Съемки проходили в Пекине и в пустыне Гоби, в провинциях Аньхой, Синьцзян, Цзянсу и Хэбэй. Хоть производством фильма занимались в содружестве компании из Китая, США, Гонконга и Тайваня (впрочем, Гонконг, к ээтому времени уже стал китайским), успех фильму обеспечила самобытность и глубокая древность китайской культуры.

Название фильма – это старинный чэнъюй: 卧虎藏龙 wòhǔ cánglóng – крадущийся тигр, затаившийся дракон; идиома образно означает "скрытый талант", "гениальный потенциал", и еще "нереализованные возможности", и кроме того – скрытые под покровом благопристойности эмоции, страсти и тайные желания. Чэнъюй был создан на основе строки из стихотворения поэта Юй Синя (庾信), жившего в VI веке: "暗 石 疑 藏 虎 盘根 似 卧龙" – "в темноте за скалой может скрываться тигр, переплетающиеся изгибы корней похожи на спящего дракона".

Вслед за успехом Ли Энга популярность приходит к фильмам Чжана Имоу (张艺谋) «Герой» и «Дом летающих кинжалов». Голливуд мстительно отвечает целой серией пародий в стиле "Кунгфу Панды". Но настоящий переворот в жанре уся происходит с развитием цифровых технологий: компьютерная графика делает невозможное возможным, и начинается современная жизнь старинного жанра. На большой экран один за другим начинают выходить полнометражные фильмы и дорамы: "Мулан" (巾帼大将军, 2013 и 木兰之巾帼英豪, 2020), "Меченосец" (笑傲江湖, 2013), "Список архива Ланъя" (琅琊榜, 2015), "Генерал и Я" (孤芳不自赏, 2017), "Да будет ночь" (将夜, 2018) "Династия меча" (剑王朝, 2019), "Волосы в серебре" (白发王妃, 2019), "Повелитель волков" (狼殿下, 2020), список можно продолжать почти до бесконечности. Но новый жанр уся стал совершенно иным: герои исполнены благородства и красоты, боевые искусства – не путь силы, а путь самосовершенствования, никаких бандитских законов – только благо родной страны и народа, только справедливость и чистота помыслов и, конечно же, много романтики и любви.

Продолжение следует

Всем удачи и хорошего кино для отдыха!