Говорят, когда-то машины создавались инженерами, поэтому они были мощными, функциональными, надёжными и - некрасивыми. То ли дизайнеров к тому времени ещё не придумали, то ли маркетологи не вылупились, а только факт остаётся фактом. Потом я, конечно, расскажу, почему сегодня машины не такие, как раньше, но это потом.
Кстати, если посмотрите фильмы про постапокалиптический мир, то вы увидите, что всё действие происходит на каких-то - по нынешним меркам - допотопных грузовиках с огромными колёсами, непременно капотными и... никаких андроидов!
То есть, всё-таки всеммы прекрасно понимаем - случись тотальный армагеддец, и в почёте будут те, кто сможет водить паровоз и ремонтировать ГАЗ-полуторку?
Собственно, про армагеддец-то мне и подумалось накануне. Но не в том плане, что "всё, с приплыздом", а в том, что захотелось мне построить какую-нибудь в хлам угвазданную модель! Чтобы, значит, никто не смог шмыгнуть носом и сказать "Крафт, за что ты их так ненавидишь"?
Помните, однажды мы с вами рассматривали вариант: как из простого автобуса получить зомби-бас?
Вот что-то такое захотелось сделать и сейчас. Причём, этакое: квадратно-первобытное! Ни тебе планшетов, ни обтекателей, ни амбиентной подсветки. Только мотор, колёса, и прямые грани, как у нетленного алмаза!
И знаете что? Оказалось, что есть такой набор, который просто идеально соответствует моим запросам! Знакомьтесь: британский тяжёлый артиллерийский тягач R100
На мой взгляд, это ж прямо то, что доктор прописал: прямые рубленые линии, мощные колёса, капотная компоновка и - бочонок воздушного фильтра (поди - разбери, может, это современная турбина?)! Просто адова колесница, а не грузовик!
В общем, то, подробную историю создания можно прочитать в блоге у Юрия Пашолока - не перепечатывать же мне, в самом-то деле. Вот ссылка:
А я, позвольте, дальше про набор для модели.
Так вот, чем мне этот набор приглянулся, так это именно своей приспособленностью для начинающих моделистов и для тех, у кого нет аэрографа. Однажды я уже ставил эксперимент, когда окрашивал модель грузовичка только поролоновым валиком и кистями. Если кто не видел, то вот тут:
Тогда мне удалось создать вполне неплохую модель. Да, она была "заезжена" донельзя. Но именно такой сценарий и был уготован: пройти всю войну, остаться в строю, и восстанавливать порушенное народное хозяйство.
Здесь, в общем-то, могло быть то же самое. Да вот незадача: от англичан в СССР поступило не так много тягачей - они им самим нужны были до зарезу.
Судя по рендерам, это был обычный грузовичок той эпохи: капотная компоновка, консольные крылья, передний мост на поперечной четвертьэллиптической рессоре и прямоугольный дизайн оперения.
Простим предкам такой дизайнерский изыск 0 в прямых линиях проще вести раскрой и резку материала, а эргономике на заре ХХ века ещё только-только предстояло сформироваться.
Снизу же нас ждали прямоугольная лонжеронная рама, качающийся подрамник переднего моста (который подвешен на поперечной рессоре), трансмиссия и очень оригинальный привод на ведущие колёса. Как видите, в машине применён всего один классический задний мост, но колёсная формула-то 6х4!
Инженер Оливер Норт, под чьим руководством создавалась эта машина, предложил передавать вращение к ведущим колёсам с помощью шестерёнчатых редукторов, расположенных на консолях балансиров заднего моста. Таким образом мост оставался всего один (не требовался межосевой дифференциал), а возле колёс располагалось то, что сейчас назвали бы "Бортовые редукторы".
Невероятно, но при таком устройстве трансмиссии ходы подвески составляли свыше 600 мм. А тягач, практически, невозможно было "усадить" на пузо.
Но давайте рассмотрим сам набор:
Очевидно, что набор получился столь же лаконичным, как и сама машина: набор состоит из шести литниковых решёток, что,в общем-то, не так уж и много для такой машины.
Рама машины полностью наборная,а вот крыша кабины и задний борт выполнены в виде двух деталей, объединяющий в себе остальные панели.
Отмечу, что не смотря на простоту сборки, не получится собрать идеальную модель по щелчку пальцев. Но это классика и законы жанра: то, что легко собирается, будет сложно покрасить не разобрав. Тоже самое и с этой моделью. Обратите внимание на следующее фото:
Как видите, здесь всё упаковано достаточно плотно. Но ведь нельзя всё это просто задуть чёрным (ну, или зелёным) цветом. Двигатель, например, сложный агрегат и многие его детали окрашиваются в разные цвета.
Рама, мосты, бортовые балансиры, лебёдка - всё это будет иметь разные цвета и, скорее всего, их придётся окрашивать отдельно друг от друга с последующей сборкой. Как думаете? Пишите в комментариях, в какой последовательности окрашивали бы раму вы.
Кстати, на этапе сборки тоже открывается простор для творчества: например, можно сделать открытую кабину, или не устанавливать кузов вовсе, потому что под ним скрывается мощная тросовая лебёдка, получавшая вращение от двигателя машины. На мой взгляд, такая вариация добавляет брутальности и, где-то, даже апокалиптичности для модели.
"Тридцать пятый" - благодарный масштаб, потому что позволяет использовать множество артефактов: от декалей до фототравления и смоляных отливок. В данном случае, согласитесь, тонкие фототравленные детали очень здорово добавляют реалистичности.
В общем-то, уже в таком виде этот британский монстр годится хоть куда: хоть танки таскать, хоть зомбаков гонять - было бы желание и нужда.
Впрочем, для зомби-автомобиля придётся сделать ещё несколько доработок: поставить пулемёт - говорят, его зомби очень не любят, оборудовать окна защитными решётками. Бульдозерный отвал! Какой же это зомби-автомобиль без бульдозерного отвала? Ну, на худой конец - придётся городить метельник, смахивающий в сторону всю, лезущую под колёса, нечисть.
Скорее всего, придётся добавить ржавчины, грязи и каких-нибудь жизнеутверждающих лозунгов в стиле "Свободу не остановить"! и так далее. Словом,посмотрим, что из этого выйдет. Но даже если создавать исторический прототип, то тоже выйдет интересно:
Впрочем, с аэрографом работать будет сподручнее. Но если купить аэрограф - пустячное дело, то вот найти компрессор по вменяемой цене - задача. Для решения этой задачи покажу вам ссылку - там самая низкая цена из всех, что мне сегодня попадались:
Ну,а теперь обещанный ответ на вопрос: "Почему раньше машины были более долговечными"?
Когда-то инженеры создавали машины, чтобы облегчить труд и жизнь человека. Правда, такие науки, как "Сопротивление материалов", "Материаловедение", "Теория машин и механизмов" и другие изобиловали рядом допущений и повышенных коэффициентов прочности, потому что не было статистики отказов (эта область, вообще, начала развиваться в 60-ые годы прошлого столетия вместе с развитием радиоэлектроники).
Так вот, инженеры-конструкторы закладывали при проектировании повышенные прочностные коэффициенты. Опять же: вспомните - сколько автомобильных фирм и фирмочек существовало в ХХ столетии? Где они теперь? Конкуренция их сожрала! Так вот, чтобы выглядеть круче конкурентов, чтобы завоёвывать новые рынки сбыта, конструкторы всё равно закладывали повышенные коэффициенты прочности и износа. А далее - физика: много материала прочнее и дольше изнашивается, нежели мало материала.
А потом рынок сбыта пришёл в равновесное состояние, количество продаж более-менее устаканилось и стало понятно: чтобы извлекать прибыль надо либо наплодить потребителей, либо снижать расходы.
С плодовитостью оказалось проблематичненько, а "снижать расходы" - запросто! Скорректировали прочностные коэффициенты, внедрили термин "экологичность", привинтили к машинам электронные спиночесалки и получили не механизм для перемещения, а "Андроид-на-колёсах".
Зато из-за низких коэффициентов на износ и прочность снизилась надёжность машин, и, по сути, они превратились в одноразовый продукт. Но, как сказал классик: "Человек тяготеет ко всему одноразовому, потому что он и сам одноразовый".
Словом, всё всех устраивает.
Ваш Fon-Kraft (С), 2024 год
Вы уже видели витрину "Миры фон Крафта" ? (ссылка кликабельна) для того, чтобы выбрать и приобрести сборную модель для сборки, или что-нибудь из инструментов, или красок и так далее.
Присоединяйтесь к нам в телеграм-канале: https://t.me/fonkraft , чтобы всегда быть в курсе новостей и новых публикаций.
Ну, а просто пообщаться с единомышленниками, задать вопрос по теме (или просто так) и получить ответ можно в нашем чате: Fon-Kraft: флудилка-курилка (кликабельно)