Внимание в процессе жизни человека выполняет много различных функций:
- активизирует нужные и тормозит не нужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
- способствует организационному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации,
- обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
Внимание организует нашу деятельность, но оно постоянно скачет с объекта на объект.
Если на уроке ученик может быть предельно внимательным и собранным, то занятие проходит плодотворно и максимально эффективно:
- деятельность протекает очень четко, направленно и с большой активностью,
- движения точны, аккуратны, в них нет ничего лишнего,
- мысли ясны,
- мозг хорошо анализирует, обобщает, и образуются прочные связи,
- все хорошо запоминается.
В общем, внимание - важная способность нашей психики, обеспечивающая успешность протекания разных процессов.
На что направлено ваше внимание во время пения.
Осознание важности фокусирует внимание.
Например: если ученик бывает невнимательным при пении упражнений, потому что не считает это важным. Он думает лишь о важности сделать произведение (песню),а значит не научиться на упражнениях важным техническим моментам.
В этом случае осознание того, зачем мы делаем это упражнение, сфокусирует его внимание, а неосознавание этого ,наоборот, рассеет его внимание.
Например, упражнение на верхние ноты.
Понимание, что успех верхних нот в песнях кроется в овладении элементами техники, которые даются в упражнениях ,сделает его внимание сфокусированным и ученик приобретет умение брать высокие ноты в упражнении технически так ,что в песне это получиться легко.
Тогда внимание ученика сконцентрируется на упражнениях и усвоение технических элементов будет идти успешно.
Внешняя обстановка.
В повышении внимания на уроке играет внешняя обстановка.
Отвлекает и рассеивает внимание:
- присутствие лишних людей,
- разговоры во время урока на другие темы,
- отсутствие творческой атмосферы,
- элементы интерьера,
- звуки из соседних помещений или из открытого окна и т.д.
Все это не способствует собранности, концентрированности внимания.
А, когда вы занимаетесь дома, то вообще очень много факторов, которые могут вас отвлекать и рассеивать ваше внимание. Дома, с одной стороны удобнее заниматься, например, если вдруг появилось настроение и вдохновение попеть, но с другой стороны, если вы стесняетесь, что вы кому-то помешаете или вас услышат и оценят нелицепрятно, то вам и рот открыть не захочется.
Внимание устает и надо переключаться, чтоб оно отдохнуло.
Трудно быть долго внимательным к какому-либо единому объекту или явлению.
Так и на вокальном уроке, который связан с интенсивным напряжением внимания, необходимо после упражнений дать ученику помолчать и в это время сказать педагогу что-то,например, по теории или выступлению.
Активность самого ученика.
Большую роль в развитии внимания может сыграть активность самого ученика, который сам ищет объяснения того или иного явления.
Внимание сконцентрировано, когда вы можете быть тотально вовлеченным в процесс делания звука в моменте, улучшения его качества , можете быть исследователем процесса звукоизвлечения и голосоведения, придумывать новые краски, пробовать новые приемы, эксперементировать.
Когда пение будет в основном технически правильным, можно перенести центр внимания на творческую деятельность.
Умение распределения внимания на несколько объектов и умение сосредоточения на чем-либо одном.
Важным свойством внимания является возможность распределять его при выполнении сложной деятельности между рядом объектов.
Когда мы делаем технику, то много объектов снимания и одновременно их не удержать и не выполнить.
Чтобы распределить внимание между несколькими объектами, надо в совершенстве овладеть теми навыками, между которыми оно должно быть распределено.
Например, когда навык записи лекции выработан до автоматизма , то можно одновременно писать и хорошо следить за мыслью лектора.
На вокале ,когда дыхание скоординировано с артикуляцией, резонаторами, голосовыми складками, тогда можно делать выразительность.
Поэтому при начальных занятиях надо сосредоточить внимание на технике пения для выработки и укрепления необходимых координаций, оставляя творческой задаче лишь небольшую его часть.
На поздних этапах, когда техника пения в основном освоена, центр внимания следует перенести на выполнение творческой задачи.
Поэтапность тренировки распределения внимания и сосредоточения на чем-либо одном.
К распределению внимания, как и к сосредоточению его на чем-либо одном, следует приучаться с первых шагов. Оба эти вида внимания совершенно необходимы для успеха в занятиях пением.
Надо быть всегда внимательным к звуку своего голоса, но одновременно надо верно выполнять ряд мышечных действий:
опускать свободно челюсть,
не поднимать плеч,
обращать внимание на резонаторные ощущения, и т.п.
Поскольку сразу распределить внимание обычно не удается, следует его известное время концентрировать на одном или двух объектах.
Когда внимание к ним станет привычным, переносить его на другие.
Каждый должен знать особенности своего внимания и работать над недостающими его качествами.
Внутренний голос в процессе пения.
Надо, чтобы внутренний критик помогал вам работать, а не отвлекал и стопорил. Критика должна быть продуктивной.
У некоторых учеников мы просто посылаем внутреннего критика в отпуск, иначе просто невозможно работать, потому что у ученика нет свободы звукоизвлечения, то есть человек боится рот раскрыть ,до такой степени его затюкал его же внутренний критик.Он обвиняет, осуждает и обесценивает нашу личность.
Чаще всего внутренний критик в процессе пения хочет, чтобы вы достигли абсолютного совершенства. Он устанавливает нереально высокие стандарты и всегда заставляет работать усерднее, добиваться большего, даже если это доводит вас до состояния крайнего истощения. Этот внутренний критик говорит вам, что вы недостаточно хороши, чтобы достичь своих нереально высоких стандартов. Он желает, чтобы вы всегда соответствовали идеалу, чтобы не быть отвергнутыми или осуждены другими.
Помогает ли вам ваша критика себя стать лучше?
Если нет, то критика посылаем в отпуск или перевоспитываем.
Критик знает многое, он внимательный, умный, обладает отличными аналитическими способностями. Поэтому дадим ему функцию аналитики без критицизма и самоедства. Это поможет успешно учиться на своих ошибках и направлять энергию на развитие, а не на самоедство.
На эту тему у меня много на канале статей и видео.
Вот рекомендую прослушать этот комплект "Психология певца.6 тренировок эффективного вокального состояния во время обучения, самостоятельной практики, записи голоса, перед выступлением".
Ваш успех в процессе пения определяется внутри вас. Ваша задача-осознать это и направить в нужное русло. Надо развить навык самоподдержки и взращивать свою самоценность.
Куда внимание-туда энергия.
Куда направляем энергию, то и взращиваем.