Однажды рано утром проезжая по Иркутску с вокзала в аэропорт, я приметил на Советской улицы вывеску "Усадьба Сукачёва", а в 2021 совершенно случайно снял квартиру прямо рядом с ней, вот в этом длинном сером доме, заходящим в кадр торцом.
На перекрёстке Советской с улицей Декабрьских Событий - неизбежный в российском городе Танк (1967). Он поставлен в память об "Иркутском комсомольце" - даже не одном танке, а двух колоннах по 12 танков 4 типов, построенных на пожертвования иркутян. Конкретно эта тридцатьчетверка не входила ни в одну из них, зато входила в мае 1945-го в Прагу.
Ну а за танком начинается ограда, и в густой зелени за ней просматриваются терема:
Это и есть усадьба Владимира Сукачёва, которого в Иркутске помнят в первую очередь как основателя художественного музея. Вернее, официально музей был основан в 1936 году, но основой его действительно стала коллекция Владимира Платоновича, которую он держал открытой для публики. Сукачёв родился в 1849 году в семье чиновника, но куда важнее тут фамилия его матери - Трапезникова: она была дочерью сильнейшей купеческой династии, владевшей золотыми приисками на Бодайбо и пароходами на Лене.
Выучившись в Kиeвe, женившись там и обретя детей, Владимир Платонович получил наследство Трапезниковых и вернулся в Сибирь богатым человеком. В 1885-98 годах он был городским головой Иркутска, одним из градоначальников-"отцов" той эпохи безудержной урбанизации. За эти годы Иркутск обзавёлся водопроводом, улицами с твёрдым покрытием, пожарной командой, зелёными насаждениями, телефоном и понтонным мостом через Ангару к будущему вокзалу в Глазковке (на открытии которого присутствовал цесаревич Николай).
Свои деньги Владимир Платонович жертвовал на устройство театра, богадельням (в том числе - для слепых), школам и Русскому географическому обществу. Но и про себя Сукачёв не забывал, в 1883-85 годах построив за Иерусалимской горой великолепную деревянную усадьбу наподобие тех, что строили во глубине сибирских руд золотопромышленники. В лучшее время тут было 17 зданий:
В Гражданскую войну Владимир Платонович бежал в Крым и в 1920 году умер в Бахчисарае. Усадьба, брошенная на произвол судьбы, ветшала, разбиралась на дрова и доводилась до абсурда. Даже Танк стоит не где-нибудь, а на месте Барского дома, и лишь в 1986 власти задумались о реставрации деревянных гнилушек посреди бетона.
От задумки до воплощения прошло 12 лет: в 1998-2004 годах "барское гнездо" таки ожило в пейзаже Иркутска. На кадре выше - флигель прислуги и Гостевой дом, с самого начала бывший красивейшим зданием усадьбы. Оригинален, впрочем, в нём только сруб - всё остальное воссоздано в 1998-2000 годах, не знаю точно, сколь достоверно.
Но всё же - потрясающе красиво:
А в его архитектуре искусствоведы находят китайские, японские, монгольские мотивы - взять хоть затаившихся в кружевной резьбе драконов!
Крыльцо и балкон отдалённо напоминают силуэты синтоистских храмов...
С обратной стороны к дому примыкает зимний сад:
И ныне используемые по назначению:
Кое-что осталось и от интерьеров:
Вот так изначально выглядела картинная галерея:
Теперь здесь копии картин вплоть до Рафаэля:
А экспозиция посвящена самому Владимиру Сукачёву. Мне больше всего запомнилась причудливая мебель его эпохи:
Ещё одно уцелевшее здание - конюшня, восстановленная в 2002 году:
Здесь теперь проходит выставки. Например, летом 2021 года - деревянной резьбы художника Сергея Климшина:
Парк, когда-то больше похожий на ботанический сад с обилием цветов - ныне обычный зелёный массив посреди города. Под его сенью стоит несколько беседок:
Среди которых особенно выделяется Беседка-Горка - уж не знаю, полностью реплика или хоть чуть-чуть оригинал:
Не знаю я и о том, была ли при усадьбе церковь, но её неплохо дополняет деревянный храм Ксении Петербургской (1997-2006) при детской больнице чуть дальше по Советской.
Я набрёл на него случайно, когда искал себе ремень взамен лопнувшего, а в итоге нашёл его в ТЦ напротив Танка, в лавке у едва говоривших по-русски вьетнамцев.