Найти тему
Мила Алич

Некоторые мысли о новых российских эмигрантах в Сербии.

Это статья навеяна некоторыми размышлениями о днях нынешних. Отнесите ее, так сказать, к путевым заметкам. Ведь вся наша жизнь есть Путь. Просто Путь. Не думайте о целеполагании.
На днях имела разговор с братом по телефону. Попросил меня проконсультировать по поводу самых жестких русских ругательств.
"Зачем?", - спрашиваю.
"Для русских".
Вообще, события последних двух лет заложили довольно серьезные социокультурные проблемы. Особенно острым стал вопрос политической самоидентификации. Вероятно впервые она стала выше этнической. Сегодня нам южный боец из "Ахмата" ближе и роднее беглого "русского". Согласитесь, это довольно глубокая тектоника. Россия поделилась на тех, кто остался с нею, и тех, кто решил "валить из Рашки". И пропасть между ними растёт.
На днях я готовила статью (и Вы скоро ее увидите) об языке архитектуры. Я много гуляла по старой Самаре, "слушала" их беззвучные диалоги. Здания умеют разговаривать, и вы должны об этом догадываться. А большинство должны и уметь слушать их. Если вслушаться. А старая Самара, я вам скажу, это интереснейшее место. Там есть что посмотреть, и пусть все не не так шикарно, как в Санкт-Петербурге, но все-же. И как-то вообще заплутав, я оказалась вообще черт знает где, на спуске к реке Самаре.

Просто домик.
Просто домик.

И там увидела маленький домик.
Простой домик старого самарского частного фонда, фасадом смотрящего на реку Самару с неприметной памятной доской. Но фамилией известной вам всем.
Там какое-то время во время Великой Отечественной войны жила семья человека по имени
Рудольф Абель.

Фамилия известная не только в СССР - России
Фамилия известная не только в СССР - России

Вам не показалась знакомой обложка статьи? Это скриншот из фильма "Шпионский мост". Это была сильная сцена, когда на знаменитом мосту в Берлине навстречу друг другу неуверенными шагами двинутся два человека - Рудольф Абель и Френсис Пауэрс.
В советской кинематографии был похожий сюжет в фильме "Мертвый сезон":

Они шли навстречу друг другу, лишь на несколько мгновений посмотрев друг другу в глаза, когда поравнялись друг с другом.
Они шли навстречу друг другу, лишь на несколько мгновений посмотрев друг другу в глаза, когда поравнялись друг с другом.

Вот так. Одни приходят, другие уходят. Такие у меня сложились ассоциации.
Когда-то я написала статью, которой горжусь и которая очень значит для меня, которую я хотела написать давно. Она называлась "
Я возвращаю русским русских". Ссылка будет внизу для тех, кто не читал. Это был некий зов сердца, внутренняя потребность, куда вошло далеко не все, что было накоплено годами. Я рассказала о тех замечательных людях, которым пришлось покинуть революционную Россию (кому принудительно, кто сделал это в силу осознания того, что его ждет, а кто буквально спасаясь от расправ). Современные русские о большинстве из них, к сожалению, ничего не знают, ибо политика советской эпохи была проста, - забыть них всех. Почти хирургическая ампутация памяти с иссечением и тампонированием раны дренирующей трубкой для оттока некротизированных расплавленных тканей. Многие из них, тем не менее, стали людьми с мировым именем и их вклад в развитие Сербии просто невозможно переоценить.
Эта пара десятков тысяч русских дали Сербии за два десятка лет столько, сколько не смогла (и не могла) дать гнилая Османская Империя за свои 500. Замечательные, образованные люди: архитекторы, врачи, ученые, военные, авиаторы, инженеры. Куда ни ткни, на карте Белграда, везде творения русских архитекторов.
Валерий Сташевский, Николай Краснов, Григорий Самойлов, Василий Баумгартен, Роман Верховский, Андрей Попков, Георгий Ковалевский, Петр Анагности, Василий Андросов, Виктор Лукомский, Федор Богатырёв, Павел Крат, Владимир Пожидаев, Георгий Кульбицкий, Леонид Макшеев, Якоб Коробко, Юрий Шретер, Александр Попов, Константин Амосов...
Это только талантливые архитекторы, и причем далеко не все. Цвет вашей нации. Вы вообще понимаете, сколько вы потеряли?
К сожалению, не все остались у нас. Постосманская Сербия (я понимаю это) не лучшее место для нормальной жизни. Но мы делали все, чтобы эти люди оставались у нас. И чтобы наша страна не была для них транзитом для проезда во Францию, Германию или дальнейшего перемещения через Атлантику.
Сегодня с последними событиями миграция в Сербию снова возобновилась.
Но те, кто сегодня приезжают, это совершенно не те, кто приезжал в 1918-20-х. Это нечто совершенно иное.
Сегодня к нам едут вовсе не лучшие.
Наглые, заносчивые, они приехали учить Сербию бизнесу. И все яростные хаятели своей страны. И совсем не похожи на тех русских. Когда еще вчера ты командовал армией на германском фронте, а сегодня берет в руки топор.и строит сам себе сруб для дома. А некоторые начинали с церкви.
И простите, многие "новые сербские русские" просто глупы и трусливы.

Россия для них - хлев. Понимаете? Но нужны ли нам такие?
Россия для них - хлев. Понимаете? Но нужны ли нам такие?

Вообще у сербов принято, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя хаять свою страну. Где бы ты не жил - Швейцария, США, Австралия Родина - это свято. Народ - это свято. Белград в моем сердце останется навсегда.
Нельзя хаять свою страну! Нельзя. Никогда.
Мы можем у себя дома ругать правительство
А. Вучича за нерешительность, А. Брнабич за другое. За это самое... Напоминать о показательном конце З. Джинджича в рассуждениях о справедливости. Но только друг с другом и никогда прилюдно, с только что прибывшими иностранцами. Такие люди у нас всегда вызывали презрение.
И кстати, когда в Сербию приезжала первая волна переселенцев из революционной России, никто никогда из них не хаял свою страну. Они всегда с уважением относились к ней. Они просто понимали, что им просто больше нет в ней места. Что там они, скорее всего, будут уничтожены. И уезжали они не на готовое. Они приезжали и все начинали с нуля. Большинство из них приехали нищими и вынуждено.
У
А. Малинина была такая песня:
"
Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем,
Дай Бог, чтобы твоя жена тебя любила даже нищим
".

Мы помнили русских всегда. И не могли отказать им. председатель совета министров Никола Пашич на заседании Скупщины 25 января 1922 г.: 
«...Что касается России, дело вам хорошо известно. Мы, сербы, а также и другие наши братья, которых нам довелось освободить и объединить, мы все благодарны великому русскому народу, поспешившему нам на помощь от погибели, которой нам угрожала Австро-Венгрия, объявив войну. Если бы Россия не совершила этого, если бы не встала на нашу защиту, мы бы погибли... (Россия) увлекла и своих союзников, и мы были спасены от смерти. Мы этого не можем забыть. Мы сейчас приняли русских эмигрантов, и мы их принимаем без различия, к какой партии они принадлежат, мы в это не вмешиваемся. Мы только желаем, чтобы они остались у нас, мы их примем, как своих братьев, и пусть они располагают свободой...»
Мы помнили русских всегда. И не могли отказать им. председатель совета министров Никола Пашич на заседании Скупщины 25 января 1922 г.: «...Что касается России, дело вам хорошо известно. Мы, сербы, а также и другие наши братья, которых нам довелось освободить и объединить, мы все благодарны великому русскому народу, поспешившему нам на помощь от погибели, которой нам угрожала Австро-Венгрия, объявив войну. Если бы Россия не совершила этого, если бы не встала на нашу защиту, мы бы погибли... (Россия) увлекла и своих союзников, и мы были спасены от смерти. Мы этого не можем забыть. Мы сейчас приняли русских эмигрантов, и мы их принимаем без различия, к какой партии они принадлежат, мы в это не вмешиваемся. Мы только желаем, чтобы они остались у нас, мы их примем, как своих братьев, и пусть они располагают свободой...»

Но в последние два года приехали другие русские.
Многие из них говорят: мы научим Сербию делать бизнес. Многие говорят, мол, Сербия - это как российская глубинка. Но мы покажем, как надо жить. Пора из этого "колхоза" сделать нечто европейское. Не вот дословно, но почти открыто.
Да, многие приехали с деньгами. Причем с вашими деньгами. Брат рассказывал, с кем общался. Многие вообще не желают работать. Просто скупить жилье и сдавать туристам - вот главные мечты этих "русских". Цены на недвижимость взвинтили хорошо. Но есть те, кто открыл тут бизнес. Причем никто серьезно не изучал особенности страны. Ну а что? Это же русские! Они знают, как надо. Причем "непутинские русские". Креативный класс. Молодые либералы. Со всеми своими психологическими особенностями. Зачем вникать мы лучшие... Мы знаем, что вам нужно. Мы вас научим. Многие только-только коснулись веры, едва прониклись, но готовы учить ей нас. В первом поколении! Они лучше нас, они знают, как надо и как должно быть.

Офигеть. Я так растрогана. И она, покрестившись теперь рассказывает мне о вере.  Когда дочка университетского питерского профессора рассказывает мне про православии Сербии. 
   Церкви проще? А ты вообще понимаешь, куда ты приехала? А какими должны быть церкви народа, попавшего под сапог Османской империи?
Офигеть. Я так растрогана. И она, покрестившись теперь рассказывает мне о вере. Когда дочка университетского питерского профессора рассказывает мне про православии Сербии. Церкви проще? А ты вообще понимаешь, куда ты приехала? А какими должны быть церкви народа, попавшего под сапог Османской империи?

А потом пришло разочарование. Кофейня с сырниками закрывается. Квасодельня без сбыта. Не пользуется спросом магазин чайных купажей. Блинная "не пошла". Человек открыл баню. Не сербскую "банью" (у нас это слово означает другое) а русскую. И не пошло. Ходят только эмигранты и те сербы, кто долго работал в России.
И они удивляются.
Господи, я за 12 лет не стала есть гречку и не варю борщ, а они хотят сделать бизнес в стране, которая веками боролась с османизмом, сохранением национальных традиций.
Но мне не нравится, когда люди говорят о вере и тут же о корысти. Мы столетиями отстаивали право на свою независимость и боролись за право жить так, как жили наши предки на НАШЕЙ земле. И они хотят нас чему-то "научить".

Свою веру нужно отстаивать на своей земле. А не искать ее в чужих землях. Это и есть крест, что несет нация. А вообще забавно. Только крестилась, и уже объясняет мне про веру.
Свою веру нужно отстаивать на своей земле. А не искать ее в чужих землях. Это и есть крест, что несет нация. А вообще забавно. Только крестилась, и уже объясняет мне про веру.

И тут появляется 26 летний российский креакл и говорит: "Я разгребу это болото и научу эту страну.". Чему?
Но более всего это готовность сказать плохое о России. Типа мы уехали, потому что мы
"переросли Россию и хотим цивилизованного мира".
Мой брат вышвырнул двоих таких из кафаны за слова "
...и вообще, Сербия скоро войдет в Евросоюз, и стоимость недвижимости возрастет. Мы вовремя, и это будет хороший бизнес.". Ладно никому не залепил в "сектор глаза".
Но ему было мало языка жестов, поэтому он и звонил мне.
Это совершенно не те русские, которых мы помним. Это, простите... Не то.
Вам не понравится то, что я вам скажу. Но мне приятно, что многие возвращаются обратно. Что оказывается, (о чудо!) топливо в Сербии дорогое! Надо же! И оказывается, средняя зарплата не та, о которой грезили многие. И электроэнергия, оказывается, дорога. И со своей идеей славянского братства, которую якобы похоронил Путин, никто к ним здесь не проникся (у нас свои славяне под боком, кто когда-то сдался и перешел в ислам, а кто сражался в рядах
Анте Павелича).
Заберите их домой. Пожалуйста. Понимаете, нас 8 миллионов. Вас 150. У вас все эти беспринципные беглецы растворятся в общем числе.
А для нас это много. Натурализуются, получат гражданство и со временем пойдут на выборы. Вы думаете, они будут голосовать за Сербскую прогрессивную партию? Нет. Они будут голосовать за "чедистов". Для них это просто бизнес. И не задумывались ли вы, кто будет рассказывать о России в Сербии? И как изменится электоральное поле через несколько лет?

Ну что тут скажешь? И так бывает.
Ну что тут скажешь? И так бывает.

Одна такая дочка какого-то университетского светилы сошлась со мной в клинче, увлеченно и назидательно рассказывая мне про мою Родину после полутора лет "удаленки" в ней. Не хочу вдаваться в подробности, просто почитайте, кто едет к нам. И кого мы теперь принимаем.
Это уже не те, кого мы помним.
Случайно нашла цитату Вучича : "
Россиян в Сербии немного, но интересно, что эти россияне в Сербии в основном ориентированы против президента Путина. Интересно также, что ук - цы, которые в Сербии - в основном русскоговорящие, намного больше настроены в пользу президента Путина. Это небольшое число, около 45-50 тысяч", - заявил Александр Вучич после разговора с главой МО ФРГ Борисом Писториусом.
И я верю президенту А. Вучичу.
И я верю своему брату.
Что сказать вам, друзья?
Вспоминается
В.В.Высоцкий. На площади которого в Самаре мне вспомнились его строки:

"…Сколько кануло, сколько схлынуло.
Жизнь кидала меня - не докинула.
Может, спел про вас неумело я,
Очи черные - скатерть белая?!"

Ну и все как обычно:

Для тех, кто сам без грехов.
Для тех, кто сам без грехов.

Для новичков канала:

Или полная версия статьи на сайте Международного русского Проекта "МЫ". https://wir.com.ru/news/nashanacionalnayaimirovayacennost

Спасибо за внимание, благодарю за "лайки". Буду благодарна за любой репост.
Сообщаю, что в связи с потерей в личном составе по основной работе, теперь вынуждена больше работать и не могу более публиковать статьи 3 раза в неделю. Мой график теперь будет - вторник и пятница. И может воскресение, если будет на то время.
Подписывайтесь на канал. Оставайтесь с нами. Давайте размышлять вместе.
Проверяйте подписку на канал.
Особое спасибо тем читателям, которые поделятся моим трудом в соцсетях.

Не прощаемся.
Ваша Алич.