Найти тему
Москвич

"Мост сделал из деревни Строгино частью Москвы "наконец"": история строительства

Оглавление

Что позволило превратить деревенскую окраину Строгино в полноценные часть города? Какие строительные подвиги позволили сэкономить деньги? Как строили мост: быстро или нет, этапами или нет? Какая деталь на мосте до сих пор вызывает удивление и восторг?

Район Строгино к началу 70-х годов был отдаленным и больше походил на деревню. Район в те времена окружали МКАД, Волоколамское шоссе, Рублевское и частично улица Народного Ополчения. Это самые крупные дороги на тот момент времени. И добираться было сложно и приходилось это делать окольными путями. Внутри самого района река Москва рассекает район на части, что очень затрудняет передвижение как внутри района, так и с остальной частью Москвы.

И вот назрела необходимость в строительстве большого моста для решения транспортной проблемы и для того чтобы превратить Строгино в нормальную часть города. К тому же район стали активно застраивать и количество жителей стало расти, а как же добираться в другие части города непонятно.

Необходимость появилась, решение приняли и власти обратились к известным инженерам Горожанину Б.А. и Другановой А.Б. уже известными на тот момент по грандиозному проекту Рижская автомобильная эстакада.

План, принятый предполагал соединить Новощукинскую улицу с дорогой, которую в последствие переименуют в Строгинское шоссе, но уже позже в 90-е годы.

Строительство моста в Строгине

Всё строительство делится на три большие части:

  • Строительство северной части моста
  • Вторая это укладка трамвайных путей
  • Возведение южной части моста

Всё было быстро и по плану, что строители смогли даже сэкономить бюджетные средства в размере 700 тысяч, при общей смете в 9,5 млн. рублей. Что было на тот момент времени достаточно удивительно.

Как и все большие и важные стройки строительство моста в Строгине преподносилось как нечто настолько важное, что создавалось впечатление, что может так есть и на самом деле. Хотя мост — это нужная магистраль, но не настолько, чтобы сравнивать её с полётом в космос.

Постоянные доклады, что нет сложностей с материалами (что странно), что постоянный график работ идет, как и задали изначально. Всё это должно было вызывать подъём жизненных сил и поднять мотивацию (хотя таких понятий тогда не было).

С дрогой стороны — это же хорошо именно так описывать событие строительства моста, где помимо самого моста нужно было строить новые коммуникации, прокладывать линии электропередач для освещения моста, делать условия для пешеходов.

Сборка моста

При строительстве моста использовали железобетонные сваи и причем огромное количество около 2000 штук. Сами сваи были длиной 16 метров. Мост же собирали как конструктор, так как на производствах, где производили специальные блоки так было задумано изначально, чтобы блоки уже на строительной площадке соединить в одну монолитную конструкцию.

Каждый блок весил в районе 67 тонн. Чтобы их соединить и, главное, установить использовали специальный кран, который мог поднять до 100 тонн. Сам мост собрали, и он получился длиной в 570 метров при ширине в 34 метра.

Первая очередь уже готова. Строгинский мост. Фото с сайта www.pastvu.com Фото
Первая очередь уже готова. Строгинский мост. Фото с сайта www.pastvu.com Фото

Естественно, что при строительстве такого объекта как мост были сложности и недочеты, которые в дальнейшем проявились и как всегда в самый неожиданный момент времени.

При плановой экономике у строителей, а главное заказчиков моста существовал пункт, что нужно закончить объект раньше времени и сроков. Что сами понимаете сильно вредило как качеству строительства, так излишним тратам бюджетным средств.

Чтобы достичь сокращения сроков строительства объекта прибегали к разным способам:

  • Доставку деталей разными способами как по воде, так и по суше (выбирали оптимальный)
  • Использовали рамочно-подвесную систему, что существенно ускорило строительство, но в дальнейшем сыграло отрицательную роль.

И наконец-таки после решения о строительстве моста в Строгине в 1970 году. 25 декабря 1980 года запустили первую часть моста – северную. Это была первая часть строительства. Затем последовала вторая часть – открытие трамвайной линии.

Мост после запуска. 1984 год. Фото с сайта www.pastvu.com
Мост после запуска. 1984 год. Фото с сайта www.pastvu.com

Последнюю часть моста, то есть третью очередь (южная часть) открыли для движения транспорта осенью 1982 года.

Интересные детали

Сам мост, ели находишься на нем – не вызывает никаких восторгов: серый, невзрачный. Широкий и продуваемый со всех сторон (это же мост) для транспортной доступности сделан хорошо, а украшений и за что зацепиться глазу – нет.

Хотя, ошибаюсь, есть. Чёрные парные фонари, похожие на гигантские кристаллы. Этот праздник абстракционного монументализма создал художник Аблин Евгений.

Всё приходиться ремонтировать

Прошли годы и десятилетия и, стал необходим ремонт части проезжей части (про смену дорожного покрытия не будем говорить, так как текущий ремонт). Наступил 1998 год и стало понятно, что нужно ремонтировать. Места, где плиты дорожной части соединялись с т-образными частями пролёта. Сам мост не стали закрывать, а заменили в некоторых местах железобетонные балки на стальные, естественно все дефекты не устранили, но проблему с ремонтом временно закрыли.

Отложили ремонт до 2021 года, когда мэр Москвы объявил о начале ремонта Строгинского моста. Предполагалось, что заменят дорожное полотно, балки, гидроизоляцию укрепят деформационные швы и заменят трамвайные рельсы. И всего предполагалось четыре этапа работ.

Летом того же года работы по первому этапу уже закончили. Про остальные три ничего не известно, но в марте 2023 года мэр Москвы доложил, что Строгинский мост включили в состав отремонтированных. Реконструкция закончилась. Просто закончилась.

Вид на Строгинский мост. Красиво, не правда ли? Скрин из Яндекс панорамы
Вид на Строгинский мост. Красиво, не правда ли? Скрин из Яндекс панорамы

Мост же живет своей жизнью и продолжает радовать москвичей (особенно жителей Строгина) своим существованием. Виды с моста кроме зимы очень красивы и радуют глаз.

За сим всё! Спасибо, что были на странице моего блога. Ставьте лайки и не пропускайте мои публикации