Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Наказание игнорированием

Вспоминая детство, многие люди рассказывают, что родители их наказывали игнорированием, могли подолгу с ними не разговаривать, обижались, не смотрели в глаза, делали вид, что вообще ребенка не замечают. Игнорирование, особенно близким человеком, может вызвать серьезные психологические переживания у ребенка и послужить травматическим опытом. Взаимодействие и внимание со стороны других людей особенно важны для детей, так как они нуждаются в подтверждении своей ценности и любви. Игнорирование создает ощущение отверженности, ненужности и непринятия, которые могут вызвать стресс, тревогу и депрессию.

Дети очень восприимчивы к изменению настроения значимых взрослых. Идеализируя родителей и завися от них, ребенок убежден в их особенности, совершенстве и всемогуществе. Ребенку дошкольного возраста свойственен эгоцентризм, представление о том, что мир крутится вокруг него. И видя рассерженных и отстраненных родителей, ребенок решает, что это он во всем виноват, он действительно заслуживает такого отношения и не достоит любви. У ребенка закрепляется убеждение о себе как о ненужном, неценном, дефективном, никчемном существе. Игнорирование родителями влияет на его самооценку и осознании собственной ценности.

Более того, игнорирование может привести к возникновению проблем в поведении у ребенка. Он может начать искать внимания и подтверждения хоть какой-то реакции на него через негативные действия, у него могут быть проявления бунта, злости, агрессии или же его поведение может стать, наоборот, пассивным, избегающим и замкнутым. У травмированного ребенка возникает бессознательное желание справиться со своей тревогой, потому что он не понимает, в чем он провинился и почему родители перестали его любить. Чтобы справиться с тревожными страхами ребенок уходит в фантазии и старается отстраниться от страшных переживаний, замыкаясь в себе.

Желая вернуть любовь родителей, многие дети пытаются все делать правильно, как от них это ждут взрослые, стараются быть аккуратными, ответственными, не разрешают себе проявлять эмоции и думать о своих потребностях. Такой копинг закрепляется и уже во взрослом возрасте человек не верит, что его могут просто любить, считая, что расположение обязательно нужно заслужить. Он не позволяет себе раскрыть перед другими свои переживания, боясь быть отвергнутым снова, не разрешает себе удовольствия, считая, что он их не достоин. Часто готов на все, чтобы с ним заговорили и обратили на него внимание.

В возрасте до 2-3 лет формируется определенный тип привязанности, как особое эмоциональное отношение с ухаживающим взрослым, который обеспечивает ребенку уход, безопасность, надежность и уверенность в себе. Напомню, что выделяют 4 типа привязанности: надежную, тревожно-амбивалентную, избегающую и дезорганизованную. Во взрослом возрасте при построении взаимоотношений с партнером, человек переносит свой ранний опыт и тип привязанности в семейную жизнь.

Игнорирование сказывается на развитии межличностных отношений во взрослой жизни. Человек, которого игнорировали в детстве, может начать испытывать трудности в установлении доверительных отношений с другими людьми, быть подозрительным или вообще избегать близкого контакта, опасаясь повторения ситуации игнорирования и отчужденности. Посредством игнорирования родителями, у ребенка формируется отношение к миру как враждебному и опасному, с которым лучше поменьше входить во взаимодействие. Такие глубинные установки мешают личностному развитию и созданию счастливой личной жизни.

Если Вы родитель, пожалуйста, объясняйте детям, почему вы недовольны, рассерженны, что в его поведении вас расстроило или разозлило. Говорите с ним, а не игнорируйте!!

Если вы взрослый человек и испытывайте трудности во взаимоотношениях, приходите, будет разбираться и постараемся распутать ваш клубок раннего негативного опыта и будем учиться открываться людям и строить доверительные, теплые отношения.

С уважением,

Анна Штолленверк

Автор: Штолленверк Анна Романовна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru