В книге “Альфа - моя судьба” командир легендарной группы спецназа Геннадий Николаевич Зайцев сетует на слишком большое количество творческого вымысла в фильме “Взбесившейся автобус” (1990), посвященного захвату и освобождению детей-заложников во Владикавказе в декабре 1988г. Часть вымысла между тем в той советской картине картине объясняется засекреченностью группы Альфы в СССР.
В 2024г. вышел фильм “Командир”, посвященный Геннадию Зайцеву. Большая часть экранного времени российского фильма уделена как раз теме “взбесившегося автобуса” или переговорам с любителями легкой наживы, совершающих смертный грех по захвату детей. Желание Геннадия Зайцева исполнено, операция отражена достаточно достоверно. Присутствует в кинокартине и творческий вымысел. Его природу и разберем в данном очерке.
Предыдущий очерк см. "Фильм “Командир”. Киносюжет и работа спецназа. Факты про операцию в посольстве США"
1.Начнем с погоды в фильме. Стимулировал посадку радостных детей 4г класса в автобус идущий снег 1 декабря 1988г., что необычно для Владикавказа (Орджоникидзе). Тем не менее выходящих после экскурсии из типографии детей встречает ясная погода в обоих фильмах – и “Взбесившийся автобус”, и “Командир”. В фильмах и в жизни учительницу Ефимову вполне убеждает фальшивый наряд-накладная, которую ей показывает бандит Павел Якшиянц.
2. Уже после захвата детей по пути к обкому Павел Якшиянц велит остановить автобус, чтобы забрать с собой (вторую и разведенную с ним) жену Тамару Фотаки и дочь. Но по пути из Владикавказа в Минводы Тамара уговорила мужа выпустить её с дочерью из автобуса, так как не на шутку перепугалась. В фильме “Командир” эпизод появления Тамары с 5-летней дочерью Илирией в автобусе опустили. В кино и жизни она возвращается к мужу без дочери уже в аэропорту Минводах после многочисленных уговоров. В фильме 1990г. жену Павел садит в автобус еще до захвата детей.
В Минводах Якшиянц потребовал жену в самолёт, хотя она категорически отказывалась с ним лететь. Впоследствии бандит утверждал, что именно присутствие жены с дочерью в автобусе побудило его смешивать бензин с водой. Банки бы с бензином, расставленные по автобусу, поэтому бы ярко не вспыхнули, случись что. В известной степени это была бутафория, призванная предотвратить попытку штурма автобуса. В конце концов, у преступников из огнестрелов был один обрез (с двумя патронами, по утверждению Якшиянца).
3. В обоих фильмах преступник стреляет у обкома КПСС из обреза в лобовое стекло проезжающего жигуленка по Пушкинской улице. В реальности он выстрелил в боковое стекло, чтобы передать через разбитую форточку слегка раненому водителю письменное ультимативное требование. Его, как и в обоих фильмах, написала учительница. А Тамара Фотаки приписала: “Умоляем, спасите!”
4. После прибытия автобуса в Минводы командир группы Альфа Зайцев слышит по рации желание бандитов лететь в Пакистан, Израиль или ЮАР. Зайцев выбирает Пакистан, Якшиянц соглашается. Но через какое-то время он отказывается от этого варианта. В кино кратко прогоняют все три варианта как обсуждение с бандитом трудности географии полета. До ЮАР далеко, требуются разрешения на пролеты через другие государства. В Пакистан опасно лететь через Афганистан, там идет война СССР с моджахедами. На самом деле война не была препятствием для полета на большой высоте. Якшиянц отказался от пакистанского варианта, наиболее безопасного для него, узнав, что у Пакистана есть полномочный посол в СССР. Это его раздосадовало, он испугался выдачи из этой страны, который по его предыдущему мнению была в состоянии войны с СССР из-за Афганистана. Это в кино пропущено.
Убедить Павла лететь в Израиль помогла хитрость. Для отвода глаз Зайцев ему предложил лететь в Финляндию. Он, естественно, отверг её и заявил уверенно про Израиль. И опять бандита подвела плохая политическая информированность. Дипломатических отношений у СССР с Израилем не было, но в этой стране работала наша консульская группа.
5. В фильме спецназ готовится к штурму самолета, как только все заложники (кроме Тамары Фотаки) и экипажа, окажутся на свободе. Сигналом того, что экипаж заперся в кабине, и можно начинать являлись бы потушенные бортовые огни. Начальство ждет, что Зайцев отдаст приказание к штурму в любом случае. В фильме вроде как бортовые огни не тухнут. Однако команды на штурм нет, самолет улетает, начальство разочаровано.
Только звонок Михаила Горбачева проясняет, что с Израилем наверху уже договорились. Мы видим, что Зайцеву вручают за это дело Звезду Героя. Но звание Героя Г.Н.Зайцеву присвоили ещё 1 декабря 1986 т.е. за 3 года до обсуждаемого. А отказ от штурма сам Зайцев поясняет тем, что он уже знал к моменту освобождения заложников, что Израиль задержит террористов у себя. Ни к чему было рисковать своими людьми.
6. Предложение растоптать пионерские галстуки от бандитов детям действительно поступали. А вот достойное поведение сына секретаря райкома, скорее всего, придумано. По сюжету среди заложников оказывается сын секретаря райкома и отчаявшийся отец предлагает себя вместо сына в заложники. Откуда взяли это сценаристы? Внезапно бандиты потребовали в качестве гарантии своей безопасности отдать им ни много ни мало какого-нибудь члена Политбюро ЦК КПСС помоложе. Затем их требования возросли до Раисы Максимовны Горбачевой, жены Генсека Михаила Горбачева. Подобную наглость сценаристы в своих текстах не смогли переварить и снизили планку до секретаря райкома, чтобы сюжет с его сыном смотрелся органичнее.
7. Остальные отклонения носят скорее технический характер и обусловлены требованиями хронометража картины. Например, в фильме бандиты сначала требуют себе 8 автоматов. В 1988г. же они потребовали 8 бронежилетов и 7 автоматов, чтобы отбиваться от таких же бандитов на Ближнем Востоке. Требование 7 автоматов вводило в заблуждение оперативников относительно численности бандгруппы. В фильме о том, что их только четверо, узнают гораздо быстрее. 8-ой бронежилет предназначался по логике для Тамары Фотаки, которая к тому времени ещё не вернулась к мужу. Зайцев передал им 4 пистолета и на время один автомат, причем последний с условием, что его выкинут на взлетную полосу, когда половина экипажа будет в самолете. Автомат они после напоминания выкинули. В Израиль группа Яшкиянца полетела только с пистолетами. В фильме передается 3 пистолета и 1 автомат.
Очерк включен в подборки Исторические фильмы и Советское кино блога Друг Истории
Вопрос о том, могли ли поддаться некоторые дети в автобусе стокгольмскому синдрому, а об этом писали некоторые СМИ, спорен. Бесспорно, это был огромный нервный шок для всех. Даже если Якшиянц не планировал осуществлять свои угрозы, ситуация могла выйти в неуправляемое русло, и тогда могли появиться жертвы. Трагедия Беслана это показала.
Признателен за лайки и подписку) Олег Душин ©, Друг Истории №242, следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канале Друг Истории