На киноэкраны страны вышел фильм “Командир”, посвященный легендарному командиру группы Альфа Геннадию Николаевичу Зайцеву. Главный герой фильма выступает в кино под собственной фамилией, и его играет даже однофамилец Кирилл Зайцев. Благодаря тому, что сценарий фильма построен на книге Г.Н.Зайцева сюжет кинокартины построен очень близко к реальным событиям. Часть фильма посвящена биографии героя до службы в КГБ СССР, часть рассказывает о боевой службе в группе А.
Основные изменения в части боевых операций происходят из-за необходимости временной ужимки событий для умещения их в хронометраж фильма. Скажем, предложение возглавить Альфу Зайцеву, по его воспоминаниям, от генерала Бесчастнова поступало осенью 1977г. два раза. На 2-ой раз - через неделю - Зайцев дал согласие. В кино "обошлись" одним разговором. Финальный разговор происходил так, как и показано в кино, но только в более формальной обстановке – в кабинете.
Заметно пришлось подсократить первый боевой эпизод деятельности группы А по обезвреживанию террориста в американском посольстве в Москве в марте 1979г. Это было сделано для того, чтобы сосредоточить основное внимание на сюжете захвата автобуса с детьми в Орджоникидзе в декабре 1988г. Однако и в этом эпизоде есть некоторые изъятия, осуществленные ради динамизации действия на экране. В этом очерке сосредоточим внимание на теракте в посольстве, в следующей статье - на освобождении детей из лап бандитов.
Итак, 28 марта 1979г. некий Юрий Власенко (то ли 1951, то ли 1953 г.р., то ли 1956 г.р.), дождавшись выхода из здания посольства США вице-консула Р.Прингла, вместе с ним вошел в посольство. По правилам в сопровождении вице-консула человека внешней охране останавливать было нельзя. Однако через некоторое время к милиционерам выбежал испуганный сотрудник посольства и сообщил, что вошедший требует предоставить политическое убежище, угрожая в противном случае взорвать посольство. Почему вице-консул провел внутрь советского гражданина, оказавшегося террористом, остается загадкой. И в нашем фильме этот вопрос не комментируется. В ходе следствия было сообщено, что Власенко познакомился с сыном военно-морского атташе США, а, возможно, и с самим атташе, у которого и взял схему взрывного устройства. Помогла ли этому странному знакомству служба херсонца Власенко в торговом флоте, и чем он конкретно заинтересовал американцев, не ясно. Тем не менее могу сделать предположение, что, возможно, Власенко через своих знакомых предложил какое-то сотрудничество американцам, поэтому его и встретил Прингл. Но зачем требовать политическое убежища, угрожая терактом, если в США его бы надолго усадили за решетку или бы даже выдали СССР? Видимо, жизнь в американской тюрьме казалось парню более привлекательной, чем в Союзе.
Для решения вопроса была вызвана группа А, созданная в 1974г. Этот эпизод в кино "Командир" начинается с того, что Г.Зайцев входит в кабинет и начинает разговор с террористом, у которого на груди видны прикрепленные к плите взрывные шашки.
Кажется, что с самого начала командир пытается мирно договориться с опасным преступником. Это не совсем так. В фильме смазано то обстоятельство, что по правую руку от Зайцева стоял мастер спорта по самбо С.А.Голов, а по левую мастер спорта М.В.Соболев. Власенко хотели попытаться просто скрутить при переговорах. Однако он оказался на чеку и потребовал, чтобы спутники Зайцева ушли. Командир остался один и тут же вынужден был идти на хитрость. На вопрос кто ты, он представился сотрудником консульского отдела Мида, а на требование показать документы придумал, что служебные документы на территории США т.е. посольства иметь ему не полагается. Говорит Зайцев так уверенно, что ему верит не только Власенко, но и зрители. Естественно, удовлетворить требования террориста Зайцев не мог и поэтому покинул помещение якобы для консультаций. По воспоминаниям Геннадия Николаевича, он 2,5 часа говорил с террористом и за это время дважды покидал его и возвращался.
Было принято решение выключить террориста слезоточивым газом, он уж начал буянить, т. к. требования на вывоз его из страны не выполнялось. В комнату были заброшены шашки со слезоточивым газом (ИГН). На этом собственно киносюжет и заканчивается, спасаясь от дыма, Власенко распахивает окно, а там уже ждут стрелки, которым приказано стрелять в руку. Как в такой обстановке попасть в руку, загадка. Террорист погибает, но все равно раздается взрыв.
На самом деле ситуация развивалась иначе. При использовании газовых гранат не было ещё решения стрелять в террориста, ранить его или убивать. Было непонятно даже, муляж ли у него на груди или настоящее взрывное устройство. Никто не ожидал, что он найдет бутылку в кабинете и ею разобьет окно, а потому ему будет легче дышать. Более того, во время этой атаки бронированная дверь комнаты была захлопнута самими альфовцами и встала на замок. К счастью, у комнаты был и выход в соседнее помещение, куда вышел Власенко. И через какое-то время, узнав от посольских расположение комнат, туда же пришла вторая группа из Альфы из 4 человек во главе с заместителем Зайцева Робертом Ивоном в армейской форме. Власенко принял их сначала за простых милиционеров, а получив ответ “нет”, вступил с “обычными армейцами”, расположенными поблизости, в пространные беседы. Он рассказал о себе, пожаловался на судьбу, увольнение из торгфлота, трения с милицией, что на журфак берут только по блату, что он работает дворником. Беседа приобрела доверительный характер, Ивон, назвавшийся "старшиной роты", ломал голову, как разрешить ситуацию мирным путем, без стрельбы.
Однако пока заместитель командира вел переговоры, сверху давили, не считаясь с возможностью уговорить парня сдаться. На решения воздействовали политические следствия ЧП в посольстве США. Вопреки очевидному американская сторона и потом заявляла, что террорист проник на их территорию самочинно, что выглядит как самооправдательный вымысел.
Сергею Голову было дано распоряжение (Зайцевым) с самого верха встать у окна с пистолетом 6П9 (с глушителем) и стрелять в правую руку, которой Юрий мог потянуть за кольцо для произведения взрыва. Команда стрелять подавалась неоднократно, но Голов отказывался, поскольку рядом с Власенко всё ещё находились люди. Переговоры шли долго. Сначала офицер видел их издалека. Но наконец, Ивон отошел, террорист, не замечая снайпера, подошел к окну. Окно было закрыто, на нем была решетка, но обзор был отличный. С расстояние 5-7 метров Голов дважды выстрелил в руку, обе пули попали в правую руку (и предплечье). Но Юрий судорожно дернул кольцо и взорвал себя. Стекла, рамы, решетка вылетели наружу, едва не задев Голова.
В помещение начался пожар. 2 морских пехотинца США попытались войти в комнату, но выскочили из-за дыма наружу. Тело Власенко вытащили спецназовцы. К счастью, не сдетонировал 3-ий отсек его устройства, в котором находился 500 грамм пикриновой кислоты (всего на нем было 3 кг взрывчатки). Кислота отсырела т. к. хранилась в дупле.
Очерк включен в подборку Исторические фильмы блога Друг Истории.
Власенко крепил взрывчатку поверх бронеплиты, которая предохранила его от ранений. Однако ударная волна от взрыва вмяла в него эту бронеплиту, и он получил множество повреждений внутренних органов, от которых быстро скончался.
В результате этой первой боевой операции группы А на нее взглянули серьезно, были приняты меры к её оснащению и обеспечению на новом уровне. Была и критика со стороны Ю.В.Андропова, который дал положительную оценку действиям, но отметил отсутствие четкого тактического плана действий и "недопустимое" затягивание операции. С этими моментами “затягивания” в кино "разобрались" по-своему, сократив хронометраж эпизода.
При написании очерка использовались материалы журнала Спецназ, газ.Известия, личного интервью автора с участником операции, книги Г. Зайцева " Альфа - моя судьба" .
Продолжение по фильму- об освобождении детей-заложников-следует
Признателен за лайки и подписку). Душин Олег (с), Друг Истории №240 , следите за анонсами публикаций - и на Tелеграмм канал Друг Истории