Психотерапевтические сказки отличаются от обычных сказок тем, что имеют четко выраженный психологической аспект и призваны помочь в решении у человека определённых трудностей. Но при этом они сохраняют художественную форму.
Выбирается герой, который испытывает проблемы. Описываются его трудности, особенности личности, похожие на те, которые свойственны ребенку, подростку, взрослому человеку, для которого эта сказка пишется или группе людей, предрасположенных к такой проблеме.
Использование в роли главных героев животных, растений позволяет детям снимать сопротивление.
- Герой в сказочных реалиях погружается в проблему, которой мы посвящает сказку.
Темы могут быть самыми разными: страхи, травма отвержения, травля, потеря смысла, развод самого человека или родителей ребенка, гармонизации субличностей и т. д.
-Описывается спект чувств главного героя.
- Затем показывается трансформация главного героя и ситуации, как он искал выход и смог разрешить свои трудности.
Сказка производит воздействие как на сознательном уровне человека, когда он её анализирует, выделяет смысл, пути решения и т. д., так и на бессознательном уровне через метафорический смысл сказки, её образы и символы. А также позволяет в ряде моментов сознанию понять работу бессознательного.
Наиболее известные отечественные специалисты по сказкотерапии в нашей сказке: А. в. Гнездилов (доктор Балу), Т. Д. Зинкевмч- Евстигнеева, И. В. Вачков.
Примерная схема обсуждения сказки:
1. Выделяем тему сказки. О чем сказка? Для чего пригодится? Чему учит? Какие конкретные знания из неё возьмем?
2. Герои, персонажи сказки. Личностные особенности и мотивы поступков. Характеристика героя и обсуждение его мотивационных поступков. К чему это привело, а что хотел получить?
3. Герои, персонажи сказки. Способы преодоления трудностей. Как решаются проблемы, к чему это приводит, активно ли решает или пускает на самотек, берёт ли на себя ответственность или отдаёт её другому, в каком месте берёт ответственность, эффективен ли способ решения?
4. Герои, персонажи сказки. Взаимодействие с другими героями, с окружающим миром. Что приносят поступки героя окружающим. Как он строит взаимодействие. Как отвечает на поступки других? Где он создаёт, где разрушает, где обманывается, где прячется, замирает?
5. Важные события в сказке. Какие важные события ты бы отметил и какое значение они имеют для героя? Какое событие самое важное и отчего?
6. Актуализированные чувства. Какие чувства вызвала сказка в целом и отдельные события, фразы, поступки? Где были радостные чувства? Где страх? Раздражение? Грусть? Злость? В связи с чем возникло каждое чувство.
7. Образы и символы в сказках. Что, кого символизирует каждый герой. Разбор метафор в текстах (при наличии).
8. Образование связи между сказочными событиями и реальной жизнью человека. Как эта сказка откликается на твою ситуацию? Что общего у тебя с героем? В чем отличие? Что в ней ты осознал для решения твоей трудности? Что бы мог применить? А что бы сделал по-своему?
Для чтения и работы со сказками можно продумывать ритуалы входа и выхода из сказки, инсценировать её, в процессе сказки выполнять различные задания, упражнения (групповая работа), рисовать сказку, танцевать еë, выражая эмоциональный отклик телесно, разыгрывать её в песочной терапии и там где сказку создавать.
Сказки вам в помощь, друзья!
Мои авторские примеры психотерапевтических сказок:
"Сказка о маленьком одуванчике".
В далеком 2008 году в детском центре на сказкотерапии ставили с детьми "Репку".
А это я в роли Королевы Глонды в сказке Андрея Владимировича Гнездилова. (2014 г.)
©Танкова Оксана
Перепечатка статей в инет-пространстве разрешается с указанием авторства и ссылкой на страницу сайта, где статья напечатана.
Записаться ко мне на консультацию можно по этой ссылке: https://www.b17.ru/tanov4277/#consultation
Skype: oksana-tankova3536
Автор: Танкова Оксана Владимировна
Психолог, Онлайн-консультант логотерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru