Найти тему

Выставка "Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя"

Немного впечатлений от выставки "Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя" в музее Академии Художеств.

Выставка прекрасна, но очень скоро - после 3го марта - закроется. Очень советую успеть посмотреть.

Странно, но масштабные многофигурные полотна Фешина - "Капустница", "Обливание", "Бойня" - меня мало впечатлили. (Но поразилась, где, в какой низменности и жестокости художник может отыскать источник вдохновения и идею картины - я про "Бойню").

Как и пейзажи - они хороши, но в них, на мой взгляд, чувствуется влияние передвижников, и конкретно Репина, у которого Фешин учился.

Гораздо более сильное впечатление произвели портреты. На выставке их много - есть и миниатюры, и большие полотна. Здесь в полной мере видны индивидуальные черты стиля художника - будто бы небрежные штрихи, которыми удивительно точно создается характер, взгляд, настроение героя картины. Интересно, что масляная живопись Фешина похожа на пастельную - приглушенные, словно разбеленные, матовые оттенки, без блеска и яркости, свойственного маслу.

Если с творчеством Фешина я уже была знакома, то скульптуры Эрьзи видела впервые. И до сих пор не могу структурировать впечатления. Хочется написать: "Это что-то потрясающее" - и на этом остановиться.

Эрьзя работал с необычным материалом - сверхтвердым деревом кебрачо (или квебрахо). Сочетание фактуры древесной коры и вырастающих из нее прекрасных лиц и даже ликов. Естественные изгибы древесины - и где-то неузнаваемость материала, приближение его искусной полировкой то ли к мрамору, то ли к металлу - всё это завораживает.

-2

Скульптурные портреты, композиции, огромная голова Моисея, встречающая и провожающая посетителей выставки - всё притягивает внимание, заставляет останавливаться и смотреть, смотреть... Даже на Ленина, получившегося похожим на Чингисхана.

Отдельно скажу об организации выставки - она на высоте.

Оформление в сиреневых и зеленых тонах не раздражает, не мешает смотреть. Как и освещение - если о нем не задумываешься, разглядывая картину, значит, с ним всё прекрасно.

Хочется отметить подробные аннотации ко многим картинам. Визуальное впечатление о портрете дополняется сведениями об изображенном на нем человеке, и даже воспоминаниями этого человека о художнике, процессе позирования, эмоциях (сфотографировала одну из аннотаций).

-3

Полотна с фотопортретами художников, их высказываниями, воспоминаниями учеников тоже очень уместны и способствуют более целостному восприятию увиденного.

Хочется поблагодарить организаторов выставки - во всем этом видится не только огромный объем проделанной работы, но и забота о посетителях.

Спасибо за внимание!