Во всем виноват Путин! Это – поистине уникальная фраза. До 2012 -2015 годов её повторял едва ли не каждый третий россиянин. Сейчас её повторяют все наши западные партнеры.
Передо мной книга заслуженного журналиста Российской Федерации (2024 год) Леонида Михайловича Млечина «Путин. Россия перед выбором». Автор собрал и систематизировал огромный материал о событиях в стране за годы президентства Владимира Владимировича Путина. Благодаря книге, осознаешь, что быстрого решения в наведении элементарного порядка в стране не было. Легче всего было сказать: «Во всем виноват Путин!» Читая её, как будто заново переживаешь все события постсоветской России. Книга чрезвычайно насыщена событиями, знакомыми и, вовсе, незнакомыми. Написана простым и лаконичным языком. Приходилось много раз откладывать чтение и переосмысливать прочитанное. Книга интересна анализом характера Путина и его поведения в различных ситуациях.
Помните знаменитый вопрос по-английски: «Who is mister Putin?» Иначе говоря, уже тогда многие западные аналитики не могли понять нового Президента и не могли просчитывать его шаги.
«Бывший помощник президента Ельцина Георгий Александрович Сатаров отметил: «Путин не доверяет никому. Ельцин мог увлекаться, влюбляться, доверять, иногда незаслуженно. В Путине ощущается тотальное недоверие… Ельцин не боялся сильных людей в своем окружении. Новых масштабных фигур, выдвинутых Путиным, не видно».
Владимир Владимирович внимательно слушает. У собеседника это создает иллюзию не только внимания, но и согласия, которого вовсе может и не быть. У Путина есть свое мнение, и он сопоставляет это мнение с наблюдениями за человеком, который напрасно пытается его в чем-то убедить…
«Он умеет слушать, — вспоминает бывший министр по атомной энергии Евгений Олегович Адамов. — Быстро понимает вопросы, казалось бы, весьма далекие от его профессиональной сферы. Выполняет обещания. Вежливый, никогда не повышающий голоса, он хорошо умеет расспрашивать и в совершенстве уходить от расспросов.»
Безусловно, в характере Путина отразилась в полной мере служба в системе КГБ СССР. Книга Млечина довольно подробно рассказывает о жизни Путина в советское время, о службе в КГБ, о работе с Собчаком, о кооперативе «Озеро». Как будто сама судьба, с её сложнейшими перипетиями, готовила его к высокому посту. Меня удивляет великая прозорливость Ельцина, увидевшего в нем своего приемника. Про книгу о Ельцине я писал здесь. Ельцин и ушел со своего поста досрочно, чтобы зюгановцы не успели подготовиться к выборам. Борис Николаевич был уверен, что Путин не свернет с цивилизованного рыночного пути. Не сдаст страну на растерзание коммунистам.
«В конце сентября на пресс-конференции в Казахстане глава правительства Владимир Путин произнес фразу, которая сделала его знаменитым:
— Мы будем преследовать террористов везде. В туалете поймаем, то и в сортире их замочим.
Путин стал символом порядка и стабильности. Его поддержали в значительной степени на эмоциональном уровне.
«Наружу выплеснулась вся масса недовольства, разочарования, мести, ярости, чувства собственной ущемленности.
На фоне почти всеобщего страха перед терактами общество консолидировалось. Новый лидер, „свой“, молодой, решительный, энергичный, пробудил надежды на перемены во всех областях, даже не имеющих непосредственного отношения к чеченской войне.»
Граждане с надеждой смотрели на Путина. А он… Он закончил войну на Кавказе, сумел подобрать правительство кавказских республик, заставить поверить жителей Кавказа в мирную жизнь. Стали быстро возрождаться города и села. Кавказ стал патриотом России. А уж как раскачивали лодку различные СМИ: что, мол, Кавказ отстраиваем, лакируем, вкладываем огромные средства, а российская глубинка так и осталась забытой. Очень эффективный был приём. Кто за этим стоял? Стояли владельцы медиахолдингов, которые намеревались оказывать постоянное влияние на руководство страны. Кто владеет газетами и телевидением, тот владеет душами людей. Понимал это и Путин. Он одновременно взялся за решение сложнейших задач, без которых, в принципе, невозможно было развитие России. С одной стороны обуздание зарвавшихся олигархов, отъём у них средств влияния на широкие массы населения, с другой воспитание новой патриотично настроенной элиты. Кто сейчас вспомнит жесткие и длительные переговоры с Березовским, Гусинским, Пугачевым, Ходорковским? Ведь за ними стояли интересы коллективного Запада. Банальная истина в том, что развитая Россия никому не нужна, в начале двухтысячных годов активно претворялась в жизнь. Автор книги напоминает нам о многотысячных митингах против Путина.
«Но это была действительно очень большая демонстрация. Ее лозунги оказались крайне обидными для власти, которая нуждается в подтверждении того, что она выступает от имени всего народа. Против — только внешние и внутренние враги… А тут такая зримая демонстрация протеста. Это серьезная травма, удар по самолюбию. Тем более что Путин пришел на политическую арену под аплодисменты. Немалое число людей искренне приветствовало тогда молодого политика.»
Титанические усилия руководства страны по созданию нового государственно ориентированного олигархата постепенно давали свои плоды. Олигархи начали честно вести свой бизнес, участвовать в государственных делах. Яркий тому пример: работа главы Чукотского края Романа Абрамовича. Да и сейчас, сколько спортивных арен построено с участием частного капитала.
После войны в Чечне Путин столкнулся с неожиданной проблемой. На Кавказе воевал значительный контингент внутренних войск, который, вообще-то, был обязан людей защищать и помогать им. Прибыв в районы постоянной дислокации, они рассматривали всех людей, как потенциальных противников. В этот же период, нашу страну захлестнул огромный вал террористических актов. Стало ясно, разведка и контрразведка слабо осуществляли свои функции. Террористы спокойно разъезжали на машинах по нашим городам. Напрашивалось решение об усилении силовых структур. Но Путин неожиданно сокращает их. Уходит в историю налоговая полиция. Многим структурам было категорически запрещено проводить, так называемые, «маски-шоу». Всё дело в том, что силовые ведомства не один год собирали дань с бизнес-структур. Путём сложнейших кадровых перестановок, изменения структур и задач, Путин смог постепенно отлучить силовые структуры от бизнеса.
«— У него компьютерный ум, — свидетельствовал Михаил Кожухов, первый пресс-секретарь Путина. — Он держит в памяти блоки информации… Он мне, конечно, понравился, его профессиональное умение вести разговор, располагать к себе… Мне кажется — это прирожденное. Я видел многих людей, которые приезжали к нему с предубеждением, а уходили с симпатией. Но у него есть еще одна особенность: он очень корректно держит дистанцию…»
Для рядового гражданина большинство шагов Президента были не видны. Жители откровенно не понимали отсутствия перспектив в экономическом развитии. И только наверху прекрасно понимали, что прежде чем осуществлять экономические преобразования, необходимо выстроить четкую вертикаль власти, отладить государственный механизм, привести к возможному минимуму коррупцию.
««В приватной беседе, — писал журналист, участвовавший в беседе с Путиным в узком кругу, — он признался: мол, я не хотел бы никем “понукать”, хотел бы создать такой властный механизм, который бы работал сам. Но не выходит — вынужден всех держать в узде, чуть вожжи ослабил — и шестеренки заедает».»
Во многих шагах руководства страны чувствовалось отсутствие политического опыта. Зачастую, получалось так, как по словам незабвенного Виктора Степановича Черномырдина: «Хотели как лучше, а получалось, как всегда». Сейчас понимаешь, что по-иному и не могло быть. Политический и экономический опыт любого государства строго индивидуален.
«У нас на каждом шагу твердят: надо было идти китайским путем. Но с чего начались реформы у дальневосточных соседей? Отец китайского экономического чуда Дэн Сяопин разрешил крестьянам брать землю, потому что они мечтали о собственном наделе. А много ли у нас нашлось желающих стать фермером? В Советском Союзе колхозно-совхозная жизнь напрочь отбила желание работать на земле. У нас в стране с восхищением говорят об экономических успехах Китая. Чтобы идти по китайскому пути, нужны китайцы. Кто желает трудиться по-китайски — без отпусков, без суббот и воскресений, по две смены, добывая деньги на учебу детей?»
Были ли у Путина ошибки? Конечно. О каждой из них, Леонид Млечин пишет очень подробно. Ошибки допускают все, но не все их исправляют и больше не повторяют. Путин свои ошибки исправлял и никогда не повторял. В разное время, коммунисты были за него и открыто выступали против него.
««Главный редактор газеты «Завтра» писатель Александр Проханов назвал Путина «новым Иосифом Сталиным, затаившимся до времени в еврейском подполье».»»
Хочется напомнить, что трагедия 41–го года – результат руководства Сталина. Я писал про книгу о Сталине здесь. Путин не имел права повторить 1941 год и в феврале 2022 года ударил первым. Героический подвиг участников СВО, по сути, предотвратил будущие возможные удары с подготавливаемых на территории Украины позиционных районов.
Герои СВО, фактически спасли и продолжают спасать наши крупные города и их мирных жителей от подобных ракетных ударов. Кроме того, навязанная тактика ведения боёв значительно ослабила потенциал всего блока НАТО.
Мало кто задумывался об огромной работе, проделанной руководством страны перед началом СВО. В результате этой работы экономика страны почти не почувствовала военного времени, в отличие от наших западных партнёров. Приходится только удивляться тому, как Россия грамотно и юридически безупречно присоединила себе Крым и промышленные районы Украины. Но это я несколько забежал вперёд. Напомню, книга Леонида Михайловича Млечина «Путин. Россия перед выбором» заканчивается на 2012 годе. Млечин пишет:
«В последние годы Россия часто воспринимается как скандальное государство, которое постоянно с кем-то ругается. Истории с запретом молдавского вина, с газовыми войнами привели к тому, что репутация страны пострадала. Европейцы сплотились, уменьшилась возможность играть на внутриевропейских противоречиях. А российские руководители почувствовали себя изолированными. Гордое одиночество — странная позиция для государства, которое словно нарочно множит число врагов.
А чему удивляться? Нет ни серьезной оппозиции, ни свободных средств массовой информации, ни экспертного сообщества, которые могли бы поправлять ошибочную политику государственного аппарата.»
Но даже в этих словах автора книги чувствуется какое-то нетерпение. Сейчас-то понимаешь, что государственное строительство – дело не одного года. Нельзя браться за экономические реформы без крепкого государственного стержня. В эпоху Бориса Николаевича Ельцина мы наивно пролагали, что свободная частная инициатива заменит нам все. Во многих развитых странах так оно и есть. А вот в России пришлось налаживать огромный и сложнейший механизм частно-государственного партнёрства. И руководство страны создало такой механизм. В результате были построены крупные инфраструктурные объекты, направленные на развитие государства. Построено столько мостов, современных дорог, школ, больниц, жилья, заводов, сколько Советскому Союзу и не снилось. Весь этот экономический потенциал серьёзно беспокоит коллективный Запад. Во всём виноват Путин. В Европе и США спад, в России подъем экономики. По их меркам, так не должно быть.
Автор книги проявляет беспокойство по поводу отсутствия внятных экономических, социальных и политических направлений. И тут же пишет:
«Путин имел возможность оценить преимущества развитого капитализма. Но Путин не принадлежит и к правому флангу. Даже те, кто работал с Путиным не один год, говорят, что совершенно его не знают, — он не раскрывается, он вещь в себе.»
Оказывается, все направления были выработаны. 2013 год и несколько последующих лет шло становление государственного аппарата, шла отработка понятного механизма взаимодействия власти, бизнеса и общества.
«Как говорил когда-то выдающийся русский историк Василий Ключевский: «В России, когда государство крепнет, народ чахнет…»
Президент Путин проявил два очевидных таланта: стать своим среди людей, принимающих решения, и уметь разговаривать с народом.»
Народу действительно было не просто. По инерции, он ждал решительных действий, доказательных посадок. Но их не было. Не справившиеся чиновники тихо уходили. Но, как вскоре заметили, ротация кадров была постоянная.
В 2018 году был подписан указ Президента о национальных проектах. Социальные проекты: «Здравоохранение», «Образование», «Культура», «Демография» и другие значительно повлияли на жизнь российских граждан. С этого времени начался значительный рост социальной защищенности граждан. Россия начала полностью оправдывать роль социального государства. Книга Млечина называется «Путин. Россия перед выбором». Россия и её Президент сделали выбор в пользу сильного, независимого, социально-ориентированного государства.
Лично для меня Путин означает стабильность, предсказуемость государственной политики, социальную защищённость. В общем, то, что необходимо любому гражданину нашей страны.
Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы!
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал