"Да простят меня мужчины, речь пойдет о женщинах".
(М. Жванецкий)
Мне кажется чрезвычайно симпатичным тот факт, что третьей в мире женщиной, занявшей пост премьер-министра страны, была израильтянка. Я говорю о Голде Меир, возглавившей правительство в 1969 году. При этом в истории восхождения ее предшественниц Сиримаво Бандаранаике на Шри-Ланке (1960 год) и Индиры Ганди в Индии (1966 год) существенную роль сыграли их семейные связи. Первая из них до своего назначения была женой премьер-министра, а вторая дочерью, и их дальнейший политический путь был во многом обусловлен этим преимуществом.
А Голда оказалась первой женщиной в истории, занявшей пост премьера исключительно благодаря своим личным качествам. Ни связи, ни родственники, ни происхождение ей не помогали. И учитывая, что сегодня мы вспоминаем о ней, как о легендарной фигуре в истории страны, качества эти были поистине исключительными.
Еврейские женщины вообще явление уникальное. Примеров тому не счесть.
Начиная с библейской пророчицы Деворы (она же Дебора или Двора), возглавлявшей войска израильтян, и заканчивая царицей Эсфирь (она же Эстер), героиней славной истории происхождения праздника Пурим.
И, разумеется, Юдифь, реальное имя которой вообще-то Йехудит, то есть иудейка.
Это она провела безупречную операцию под прикрытием в стиле "Фауды", отправившись в лагерь завоевателей-ассирийцев для точечной ликвидации их полководца Олоферна.
Между прочим, вполне возможно, что это реальная история, а не просто библейская легенда.
Я уж не говорю о Вирсавии (она же Бат Шева), красота которой так пленила царя Давида, что он взял грех на душу и отослал мужа Вирсавии на верную смерть. А после сам женился на овдовевшей красавице и та родила ему сына Соломона, которому было суждено стать мудрейшим из царей и построить великий Храм в Иерусалиме.
Образ купающейся Вирсавии не только поразил воображение сластолюбца Давида, но и вдохновил многие поколения художников. Обнаженную Бат Шеву изображали снова и снова на множестве великих полотен.
Даже короткий перечень библейских героинь сообщает нам и о красоте, и об отваге, и о мудрости, и о благородстве.
Современный мир тоже богат на образы еврейских женщин - как реальных (талантливых писательниц, великих актрис, выдающихся ученых, пламенных революционерок), так и фольклорных.
Вы без труда вспомните колоритную еврейскую маму, персонажа множества шуток и анекдотов. Скажем, такого:
- Абрамчик, иди домой.
- Мама, я замерз?
- Нет, ты кушать хочешь.
Еврейская мама - это мама в ее максимальном выражении.
Та, что за ребенка в огонь и в воду. Та, что закормит до смерти, чтобы не дать умереть с голоду. Как говорится, мама знает все ваши предпочтения в еде, и ей наплевать, нравится вам эта еда или нет.
Она сторонница супер-контроля и гипер-опеки. Потому что мама знает лучше, даже если сыну 45 и у него уже свои дети.
Еврейская мама уверена, что ее ребенок сокровище и вундеркинд, но вместе с тем он божье наказание и непременно вгонит ее в гроб.
- Доктор, посмотрите, пожалуйста, что с моим мальчиком не так... Ему уже три с половиной года, а он ещё не умеет играть на скрипке!
А еще, разумеется, не забудем излюбленный антисемитский миф об "институте еврейских жен" (серьезно, они именно так это и называют), одну из самых смехотворных конспирологических теорий, заключающуюся в том, что еврейская жена якобы способна сбить с пути истинного любого, даже трижды праведного (читай: антисемитски настроенного) мужа.
Возьмет, бывало, приличный человек, православный и верноподданный, - все как положено, - себе в жены еврейку. И начинает та из него веревки вить, подавлять волю и отравлять мозг. Опираясь на личный опыт, антисемиты уверены, что ни воля, ни мозг у нееврейских мужей, не в состоянии сопротивляться. А эти самые еврейские жены знают некие потаенные струны мужской души, глубинные базовые настройки. На них и воздействуют.
В результате, конечно, муж, будто цирковой медведь, принимается ходить по струночке, питаться кошерным, а возможно даже, в тайне от всех делает - о ужас! - обрезание.
Ну и весь этот комплект понятно, к чему ведет: начинает совращенный на темную сторону муж совершать чуждые, антинародные действия, принимать решения, выгодные, прости господи, сионистам и в целом всей мировой закулисе.
И если вам кажется, что бредовость всего перечисленного нет смысла обсуждать, я с вами не соглашусь. Мне кажется, этот миф чрезвычайно льстит евреям вообще, и в первую очередь нашим женщинам. Как ни крути, об "институте" финских жен или каких-нибудь венгерских мы ни разу не слышали. Не умеют потому что.
А наши умеют.
Но если еврейские женщины, живущие, так сказать, в диаспоре, уникальны, то израильские рассматривают это преимущество лишь как стартовую позицию, уходя от нее далеко вперед.
И дело не только в том, что израильтянки красивы.
Хотя невероятная смесь европейских, африканских, славянских и ближневосточных этнических признаков порождает порой поистине ослепительную красоту.
Важно еще и то, что женщины Израиля отнюдь не декоративное дополнение к миру мужчин, не бесправные существа, роль которых сводится к деторождению и ведению дома. Напротив, это хозяйки и своей жизни, и своей страны.
Между прочим, мужчин и женщин среди жителей Израиля примерно поровну. Поэтому израильтянки избавлены от унизительного положения, в котором вот уже почти полтора века живут российские женщины, вечно вынужденные конкурировать за мужчин, которых в стране традиционный дефицит.
Поэтому в Израиле значительно меньше матерей-одиночек и несчастных браков, в которых жена годами терпит домашнее насилие и в целом неуважительное к себе отношение.
Попробуй-ка ты проявить неуважение к израильтянке. Мало не покажется.
А здешние законы считают уголовным преступлением не только изнасилование женщины посторонним человеком, но и так называемое супружеское изнасилование, за которое муж, не интересующийся согласием жены, рискует схлопотать 16 лет тюрьмы. И, как по мне, вполне заслуженно.
Израильтянки делают карьеру в любых, даже традиционно мужских сферах. Они служат в армии, в том числе в боевых частях. И при этом умудряются оставаться сногсшибательными красавицами.
В израильских семьях нет разделения на мужские и женские обязанности. Кто в состоянии заниматься домашними хлопотами, тот и занимается. Мужчин, гуляющих с детьми, вы встретите едва ли не чаще, чем женщин.
Отцы-израильтяне вообще отдельная упоительная тема, однажды мы об этом непременно поговорим. Но сегодня не о них речь.
Единственные израильские сообщества, в которых еще можно встретить половую дискриминацию, это мир ультраортодоксов. В районах их проживания до сих пор существуют автобусы, переднюю часть салона которых положено занимать мужчинам, а женщинам отводится задняя.
А кое-где, говорят, еще сохранилась традиция делить стороны улицы на мужскую и женскую. Один тротуар занимают степенные бородачи с пейсами, а другой - скромные тетушки в париках и платках.
Хотя признаюсь вам честно, сам я таких строгостей ни разу не видел. Но я, как правило, и не бываю в ультраортодоксальных кварталах.
При этом со всей определенностью могу сказать, что религиозные правила создают для своих последователей совершенно иной контекст, нежели тот, что чудится сторонним наблюдателям. Например, то, что нам кажется, дискриминацией, приверженцы традиций трактуют по-другому.
Однажды я разговорился возле старой синагоги с одной очень религиозной женщиной. Я спросил у нее, показывая на здание, не обидно ли посетительницам, что им приходится сидеть на втором ярусе над молельным залом, довольствуясь ролью зрителей, тогда как мужчины собираются внизу, где все и происходит. Ее этот вопрос очень удивил.
Она объяснила мне, что такое разделение вовсе не признак унижения женщин. Это сделано для удобства молящихся, чтобы можно было всецело сосредоточиться на диалоге с Создателем, не отвлекаясь на суетное, то есть на противоположный пол.
Наоборот, сказала она, второй ярус ближе к богу, чем первый, так что женщины находятся в синагоге в более выгодном положении.
К тому же в иудаизме вообще для женщин существует меньше мицвот, заповедей, чем для мужчин. А учитывая, что соблюдение заповедей очищает душу, можно предположить, что душа женщины чище изначально, по умолчанию.
«Женщины беззаботные, надеющиеся на Бога", - так определил их иудейский пророк Йешаяху (он же Исайя).
Так что вы лучше у мужчин спросите, со смехом добавила собеседница, не обидно ли им, что мы в синагоге располагаемся над ними. Не означает ли это, что господь больше нас любит?
Я совершеннейший профан в богословских вопросах, но мне эта трактовка показалась поучительной. В конце концов, если даже бог отдает предпочтение женщинам, то кто мы такие, чтобы не следовать его примеру?
Тем более, что мы, мужчины, не можем быть беззаботными, нам нужно приложить немало усилий (или выполнить немало заповедей, если вы религиозны) для самосовершенствования, чтобы быть достойными прекрасной половины человечества.
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым.