Найти в Дзене
NEWS.ru

Пугачёва снова прощается навсегда: а кто она вообще для нас и нашей культуры?

Оглавление
Иллюстрация NEWS.ru
Иллюстрация NEWS.ru

Алла Пугачева записала новый альбом, куда вошли главные ее хиты за все годы. Черная мрачная обложка и название «PS» («Постскриптум») говорят о том, что Примадонна прощается с российским зрителем. Что будет дальше?

Восхождение

В последние годы, а, возможно, десятилетия, Алла Пугачева превратилась в памятник самой себе. Сегодняшнее поколение 20-30 летних знает ее такой, какой мы видели на телеэкранах с конца 90-х: слегка надменной матроной. Не просто попадающей в конъюнктуру, а эту самую конъюнктуру собой являющей. Да что там, со времен Застоя шутили, что Брежнев – лишь мелкий политик эпохи Пугачевой.

Но начиналось-то все ведь совсем не так! Все, кто интересовался периодом восхождения певицы, помнят эту смешную, нелепую, выпадающую из всех канонов, а особенно советского эстрадного, девушку с копной рыжих волос. Пугачева не соответствовала ничему: бытовым представлениям о красоте и женственности, зрительским – об эстраде.

Но она являла собой настолько яркое и неординарное явление, что почти мгновенно обрела всесоюзную популярность. Первый яркий ее хит – пронзительно самоироничная песня «Арлекино». Начинающей певице, чтобы появиться в таком амплуа, надо обладать не только смелостью, но и вкусом, и чутьем!

Дальше было многое – творческий союз с композитором Раймондом Паулсом (хит «Миллион алых роз» принес Пугачевой взрывную, бешеную славу), взросление и становление.

Пугачева становилась старше, песни ее – пронзительнее и глубже. «Старинные часы», «Женщина, которая поет», ряд композиций на стихи поэтов серебряного века – Цветаевой «Хочу у зеркала, где муть» на музыку Таривердиева, Пастернака «Свеча горела» (музыку Пугачева написала сама) – перечислять можно бесконечно. Но факт остается фактом – Алла Борисовна перед тем, как стать Примадонной, проделала огромный путь, «порвав» все шаблоны и сломив зрительские представления о норме.

Она не соответствовала моде – она ее задавала. Подобный фокус после Пугачевой удался лишь двум певицам, да и то отчасти: Жанне Агузаровой и Земфире (внесена Минюстом РФ в список иноагентов). Обе, кстати, не скрывают своей симпатии к Алле Борисовне, а та, в свою очередь, обеим покровительствовала.

Вообще, Пугачева на протяжении всей своей карьеры поддерживала молодых и начинающих, включая даже опальных рокеров.

Но дальше что-то пошло не так. А точнее – даже немного наоборот: заслужив безусловный авторитет среди всех и вся, бывшая бунтарка превратилась в бронзовую статую. Начались «Рождественские встречи» и бесконечные сборища на главных площадках России, правительственные награды и выступления в Кремлевском дворце съездов. А божья искра закончилась.

Вниз по лестнице с пьедестала

После начала СВО многие российские артисты проявили себе не с самой патриотичной стороны. Алла Борисовна тоже наговорила достаточно людоедского – не имеет совершенно никакого смысла повторять. И уехала из России.

Что это – презрение к зрителю, который дал ей все, раздражение, гражданская позиция? А, может, элементарный испуг?

Вряд ли мы узнаем: невозможно «залезть в голову» никому, даже Пугачевой, которая всю жизнь была на виду.

Но каких глупостей бы они ни наговорила, какими словами ни оскорбила своего зрителя, стоит признать: Пугачева – веха в культуре России, явление, которое невозможно вычеркнуть одним росчерком из-за политических заявлений.

И вот Пугачева с нами прощается. А последний альбом – не что иное, как именно прощание с российским зрителем. Об этом говорит все: обложка в черных, мрачных тонах, само название. И главное – содержание. В альбом вошли все самые известные песни Пугачевой за несколько десятилетий. Композиции, под которые смеялись и плакали, встречали и провожали целые поколения русских людей.

По всей видимости, Алла Борисовна отдала последнюю дань стране и людям.

Альбом «PS» - своеобразная черта, которую Пугачева подвела под всей своей творческой жизнью. Собирается ли она вернуться в Россию? Судя по всему, нет.

Но за все сделанное, конечно, спасибо!