Есть у нас с питерскими геокешерами традиция - на февральских выходных мы отправляемся в лыжные походы. Иногда далеко, иногда не очень. Так мы уже ходили на маяк Железный у устья Ловати, в имение Державина Званка на Волхове, к домонгольскому храму Никола на Липне на одном из островов Ильменя, по Вепсскому лесу и Мшинскому болоту… О двух походах я уже писала в этом блоге. О бывшем городе Чаронда на большом озере Воже в Вологодской глуши можно почитать тут: https://dzen.ru/a/ZVYiKbNpxHT5R0rl, о Старухином урочище под Боровичами здесь: https://dzen.ru/a/ZeHRijQ5f0lyTTmD
В 2024 году мы для лыжного мы отправились в Карелию, на Онежское озеро. Здесь, прямо напротив Петрозаводска, на Ивановских островах, отделяющих залив Большое Онего от Петрозаводской губы, стоит Ивановский маяк. К нему и пошли.
Стартовали мы от Бараньего берега. Идти надо было около 10 км в одну сторону.
Честно не верилось, что мы дойдём. Прогноз погоды был так себе: небольшой плюс и дождик. Думали, что будут промоины и подлип, лыжи перестанут скользить и мы с тоннами налипшего на лыжи снега не пройдём и километра.
На деле же оказалось всё просто. Никаких промоин, ровный снежок на льду и даже дождик, моросивший поначалу, совсем скоро закончился. И ветра не было, и лыжи скользили отлично. Много рыбаков и утрамбованных дорожек от мотосаней, по ним и шли. Мимо то и дело проносились аэротакси, вероятно, возившие туристов на остров Кижи.
Через два с половиной часа мы были уже на маяке.
Маяк здесь существовал давно, но раньше он был деревянный. На металлический его заменили в 1960 году. Высотой маяк 25 метров. Первоначально на нём был установлен ацетиленовый фонарь, впоследствии свет стал получаться от небольшой электростанции, установленной на острове. Сейчас маяк не работает, оборудование вывезено.
В период Советско-финской войны (1941—1944) острова являлись укрепрайоном для города Петрозаводска, Ивановский остров на время оккупации получил название Луккосаари.
Финнами на острове были сооружены доты и батареи ПВО. Сейчас на острове остались остатки двух батарей. Их взорвали советские войска, когда шло освобождение города от финских оккупантов. Одна батарея разрушена почти полностью. Но зимой, конечно, всё под снегом.
Район островов - место гибели баржи с эвакуируемыми жителями Петрозаводска. 27 сентября 1941 года баржа, буксируемая пароходом «Кингисепп», подверглась в районе Ивановских островов огню финской батареи. На барже находились последняя партия людей, эвакуированных из Петрозаводска. У Ивановских островов по каравану открыли артиллерийский огонь. Один из снарядов угодил в баржу, где вспыхнул пожар. Спасаясь от огня, люди прыгали в воду. Пароход "Кингисепп", которым командовал капитан Михаил Кукушкин, подошел к тонущей, горящей барже, чтобы спасти людей. Тех, кто оказался в воде, подбирали шлюпки. Из 119 человек, в основном женщин, стариков и детей, удалось спасти 78. Экипаж небольшого парохода "Кингисепп" доставил спасенных на противоположный берег Онежского озера, в поселок Шала. Такая вот грустная история.
Но не маяк стал главным впечатлением дня, а удивительной красоты голубые торосы метрах в ста от маяка.
Целые горы льда насыщенного голубого цвета.
Повезло, что была пасмурная погода, на солнце не было бы такой голубизны.
Даже оставленные лыжными палками дырки в снегу тоже были голубыми. Лёд при этом был необыкновенно прозрачный, что говорит о чистоте онежской воды.
Такое вот природное чудо. Наверное, что-то подобное можно увидеть зимой на Байкале. Или в Антарктиде)) Но до Байкала и Антарктиды далеко, а Карелия всегда под боком:))
P.S. Все снимки без фильтров и без обработки.