Иногда смотришь на карту и вдруг в стороне от городов и трасс видишь какое-нибудь залипательное название и понимаешь, что тебе туда обязательно надо. Мы уже так побывали, например, в Лютых болотах и Старухином урочище. И тут на границе Вологодской и Архангельской областей, где нет дорог, а вокруг непроходимые топи, обнаружилось дивное название Чаронда. Ну как было туда не съездить?
Отправились мы в Чаронду на длинные февральские праздники. Путь был долог. Базой назначили Кириллов, где забронировали квартиры на три ночи.
Стартовали рано утром 24 февраля. Дорог в Чаронду нет, добраться до неё можно только на лодке летом или снегоходах зимой. Ещё в Интернете можно найти пару отчётов, как народ добирался по льду на машинах. Мы же решили идти на лыжах. По прикидкам получался путь по озеру Воже километров в 26 туда-обратно.
Планировали идти как-то так, но всё пошло не по плану.
От Кириллова до урочища Липовка, откуда мы хотели стартовать на лыжах, сто с лишним километров. Свой Ларгус, от которого в обильных снегах было бы мало толку, мы оставили в Кириллове, утрамбовались вдесятером в две проходимые машины - Tiger и Дастер, лыжи привязали на багажник и отправились в путь. Сначала проехали немного по трассе Вологда - Вытегра (А 119), а километров через двадцать свернули на тупиковую дорогу, ведущую строго на север. Вскоре после нашего поворота на урочище Липовка, эта дорога обрывается недалеко от озера Колозерка.
Места тут - сплошные болота да озёра. Самое большое из них - Воже. Воже - озеро мелководное, при площади 422 км² средняя глубина всего 0,9 метров, наибольшая - 5 метров. Считается очень рыбным, в нём водятся плотва, окунь, щука, язь, лещ и другие виды рыб.
Наверное, именно рыбачьи машины с прицепами в большом количестве были припаркованы около поворота на урочище Липовка. Или здесь был какой-то слёт любителей снегоходов. Дальше в сторону шла укатанная снегоходами дорога и мы рискнули поехать. Но ехали недолго, Tiger конкретно завяз в снегу. Удалось откопаться.
До озера мы не доехали два с половиной километра. Снегоходная дорога, по которой, как потом оказалось, на машинах никто не ездит, свернула прямиком в болото. По болоту мы ехать не решились, так наш путь на лыжах удлинился ещё на пять километров.
Со свежими силами незаметно доехали до урочища Липовка. Отсюда начинался путь по озеру.
Шли долго, лыжники из нас ещё те. Каждые два с половиной километра делали привал, ждали отстающих. Часа через четыре на горизонте появился силуэт храма. Вот она, вожделенная Чаронда!
В Чаронде уже восемь лет, как никто не живёт. Приезжают только на лето, да иногда рыбаки заглядывают. В день нашего визита дома и единственная улица были завалены снегом, где не было видно ни единого следа, ни человечьего, ни звериного. Тишина и безлюдье.
Электричества в деревне давно нет. А бывшие жители Чаронды смотрят на непрошеных гостей со своих портретов на засыпанном снегом кладбище.
Сейчас в это трудно поверить, но когда-то Чаронда была городом. Здесь, в Чарондской округе, в которую входило 480 деревень, жило около 14 тысяч человек. Во времена Ивана Грозного в Чаронде был построен гостиный двор, но 1610-е годы, во времена Смуты, Чарондская округа была разорена. Предположительно, в то же время был уничтожен Гостиный двор.
Чаронда выгодно стояла на Беломорском пути: из Шексны, десятками волоков и малых озер, купцы и искатели новых земель попадали в Воже, а оттуда - в Онегу и на Белое море. Уже начиная с Х века Чаронда стала важным перевалочным пунктом на этом пути.
В 1775—1776 годах Чаронда потеряла статус города. В 1776 году, уже как село, Чаронда была включена в состав Кирилловского уезда Новгородской губернии и находилась в его составе до 1918 года, исключая краткий период с 1798 года по 1802 год, когда она относилась к Белозерскому уезду.
В 1828 году в Чаронде была построена каменная Иоанно-Златоустовская церковь с колокольней, имевшая три престола. Колокольня до наших дней не сохранилась, сама церковь ныне стоит в руинах и нет надежды, что её когда-нибудь восстановят.
В советские годы в Чаронде была почта, школа, магазин, рыбацкая артель. Для меня стал удивительным тот факт, что в 1930 годы Чаронда относилась к Ленинградской области, был даже Чарондский район на самой окраине той огромной Ленинградской области, которая в те годы охватывала почти полностью нынешние Новгородскую и Псковскую области, а также часть Карельских и Вологодских земель.
Ещё в 2007 году в Чаронде жило восемь человек, но в 2015 году умер последний житель, Першаков Алексей Александрович. Председатель Чаронды, как он себя называл.
В таких затерянных среди бездорожья деревнях, где все эти почерневшие от времени избы и сыплющиеся храмы - всё это каким-то образом заставляет задуматься о смысле жизни, о том, кто здесь как жил и о своей жизни тоже.
Из Чаронды мы уходили с приближением сумерек. Обратно по Воже шли при свете фонариков, у кого они имелись, или ориентировались на силуэт впереди идущего, у кого фонарика не было. К рыбацким домикам мы, совершенно измочаленные, вышли уже в полной темноте. Самая большая радость была, когда рыбаки вынесли нам воды и кипятка. «Девять дятловцев» - прозвали они нас.
В Кириллов прибыли за полночь. Запоминающийся получился лыжный поход!
#заброшенныегорода #вологодскаяобласть #чаронда #путешествияпороссии