Недалеко от второго по величине города Новгородской области - Боровичей - среди непролазных лесов и заросших крапивой полей есть место с романтичным названием Старухино урочище. Сюда нет дорог, только охотничьи тропы и кажется, что время не заглядывало в этот уголок новгородской земли несколько десятилетий. А когда-то тут и дороги были, и люди жили и даже две церкви поставили - деревянную и каменную. От деревянной осталось лишь куча бревен, а каменная ещё стоит, хотя и сыплется потихоньку.
В Старухино урочище мы пошли на лыжах, специально тащили их с собой из Питера. Это было правильное решение, снега под конец зимы на Новгородщине насыпало немало.
Стартовали из деревни Деревцово. Новгородские деревни вообще очень хороши, а эта в лучах восходящего солнца выглядела так, что хоть за кисть берись. Расчищенная белая дорога, деревья в серебристом инее, метровые сугробы на крышах, дымок от топящихся печей и никаких заборов - идиллический зимний деревенский пейзаж.
От Деревцово до Старухина урочища всего километра два пути, но шли мы долго. Сначала не разобрались в хитросплетении охотничьих дорожек и тропинок и уехали куда-то не туда, пришлось возвращаться.
Свернули на лесную просеку. Снега тут было по самое не балуйся, и был он лёгким и пушистым. Даже на лыжах иногда проваливались почти по пояс.
В лесу следов всякого зверья видимо-невидимо. И заячьи, и лисьи, и лосиные, и даже волчьи (или крупной собаки).
Не удивительно, что тут встречаются охотничьи засидки.
Очарование зимнего леса.
Наконец вышли на большое поле.
Тут и был раньше погост Старухино.
Урочище Старухино в свои лучшие времена было большим поселением. До создания Вышневолоцкой водной системы через эту деревню шел волок, по которому обносили грузы через опасные Мстинские пороги.
Только каменная Знаменская церковь сейчас напоминает о том, что когда-то тут жили люди. Да и та стыдливо прячется среди деревьев, не сразу её и заметишь.
Церковь была построена в 1866 году.
Храм освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение». Икона «Знамение» - первая из русских икон, которая стала источать слезы. Она считается хранительницей Новгорода и Новгородской земли в связи со спасением Новгорода от осады суздальцев в 1169 году.
Такой эта церковь была в 1901 году:
А такая она сейчас:
Купол. Вполне себе целый.
Алтарная часть. Когда-то тут были фрески. Такое впечатление, что их специально замазали.
Возле церкви - старое кладбище с сохранившимися чугунными крестами.
Совсем недалеко от Знаменской церкви - горка засыпанных снегом брёвен. Это всё, что сохранилось от Никольской церкви, которая была срублена в 1849 году.
Также село Старухино известно тем, что здесь в 1871 году в семье местного пономаря Павла Лебедева родился сын, нареченный Василием. После окончания Новгородской духовной семинарии Василий Лебедев принял постриг с именем Варсонофий, 22 года нес миссионерское служение. В 1916 года последовало Высочайшее повеление о назначении его 2-м викарием Новгородской епархии. 7 января 1917 года наречён в Грановитой палате Новгородского Кремля.
Но вскоре пришел большевистский террор. 14 сентября 1918 года Варсонофий и искусствовед Александр Анисимов осматривали древности Горицкого Воскресенского монастыря. На обратном пути из монастыря Варсонофий был арестован и заключён в тюрьму в Кириллове. На следующий день, в числе иных, был бессудно казнён Череповецким губернским карательным отрядом на горе Золотухе на окраине Кириллова.
Тела мучеников положили в общую яму, которую заставили вырыть купцов-заложников. Дважды монахи получали от властей разрешение выкопать тело Владыки и перезахоронить его отдельно в своем монастыре, но красноармейцы выстрелами прерывали работы. Тела казненных так и остались лежать в одной яме на месте расстрела. И хотя останки так и не были найдены, недавно тут была построена часовня во имя Новомучеников Кирилловских.
Последнего настоятеля старухинских храмов, отца Павла Соколова, тоже расстреляли.
Церкви были закрыты, а вскоре опустело и село Старухино.
Сейчас в урочище мало кто наведывается - охотники, родственники похороненных на местном кладбище да редкие краеведы. А ещё здесь появляются "черные археологи", которые в погоне за богатым хабом выворачивают надгробные плиты и разрывают могилы.
В 2004 году в Старухином урочище задержали трёх неработающих граждан из Петербурга. Около церкви они разбили палаточный лагерь и не спеша ковырялись в захоронениях. На копателей заявил в милицию бдительный охотник. Специалисты Комитета культуры и милиционеры, которые приехали на место событий, обнаружили свежий раскоп, полностью уничтоживший основание жертвенника у храма.
"Черные археологи" тогда неплохо поживились в Старухином урочище. Сотрудники УВД изъяли у них 45 медных и серебряных царских монет. Кроме того, у кладоискателей обнаружили и отобрали 14 различных серебряных предметов, фрагменты окладов старинных икон и медный медальон.
Каждый из гробокопателей был приговорен к штрафу в размере 1,5 тысячи рублей, а все исторические ценности по решению суда были у них изъяты. В те годы это был беспрецедентный приговор, до этого случая подобных "кладоискателей" никогда не осуждали.
Мы же в Старухином урочище никого не встретили: ни охотников, ни копателей, ни людей, ни зверья.
Вот такое оно, Старухино урочище. Красивое, но щемяще-грустное, как все места, откуда ушла жизнь.