На часах было почти 11 дня, когда заведующему гинекологическим отделением позвонили. Звонил не последний человек города, хлопотал по поводу своей дочери.
Дочка Валя была беременна. Срок 21- 22 недели. На скрининге выявили истмико-цервикальную недостаточность. От дежурной гинекологии на краю города Валя отказалась, папа нашёл одного из лучших врачей: чтоб наверняка, чтобы не попалась какому-нибудь интерну.
Ситуация была экстренная, операцию назначили на этот же день.
В сухом остатке имели: полное отсутствие жалоб, шейку матки длиной 15 мм (при норме от 25 и выше) и плодный пузырь, который наглым образом выглядывал из этой короткой и открытой шейки.
Данные... ну очень неоднозначные. Риск потерять беременность при такой шейке высокий, очень высокий. А при операции, когда требуется наложение швов на шейку матки, тем более: одно неловкое движение и пузырь может вскрыться. Были у нас разные ситуации. Даже при обычном осмотре воды отходили на такой шейке.
Заведующему не позавидуешь, конечно. Если бы шейка была еще чуть короче, то с очень большой долей вероятности такую пациентку отправили бы на прерывание. Но тут и беременная непростая - позвоночная. Приходится вертеться.
Операции такие делаются в отделении не каждый день. И вот в обед в операционной кроме положенной бригады в виде хирурга, операционной медсестры, анестезиолога и анестезистки собрались ещё человек 5: три ординатора, два врача. Опыта набираться, значит.
Хирург тампоном аккуратно отодвигает плодный пузырь, вкалывает иглу. Но внутри все очень-очень узко (беременность первая, родов не было), неудобно, свет нормально не получается расположить... В общем, шов он накладывает, но не очень удачно. То есть швом таким особо ничего и не стянешь.
А ткани у женщины весьма сочные: вкол- кровит, выкол - ещё кровит. И вот в операционной гробовая тишина, все ждут. Ждут, что решит хирург. Потому что даже ординаторам было понятно: фигня получилась, а не серкляж. И тем же ординаторам, в принципе, понятно, что если этот шов убрать, а новый наложить, то кровопотеря для такой операции будет весьма приличная. И как матка на все это реагировать будет - тоже неизвестно.
-Ножницы!
Операционная подала ножницы. Хирург срезал с шейки шов, наложенный пару минут назад.
-Ещё шить.
Операционная дала иглодержатель с иглой и нитью.
Он все же решил переделать. Зашёл дальше, глубже, туда, где вероятность кровотечения ещё выше. Действовал на свой страх и риск. Получилось.
Серкляжный шов наложили, как следует затянули. Кровотечение остановили.
Увы, преждевременных родов все же избежать не удалось.
Валя родила в 34 недели - воды отошли. Недоношенный, незрелый ребёнок. Правда, обошлись без реанимации, ИВЛ, да и в целом, 34 - это не 24 недели. Сейчас у них все хорошо.