Найти в Дзене
Дмитрий Семенов

«Мышиные» наблюдения в саду

Весна у нас начинается споро и в срок. Тают рекордные сугробы, оседают, темнеют. Хотя все равно не верится, что вся эта снежная махина вообще сможет растаять, а если и растает, то не затопит ли, не захлебнемся ли.

И все-таки сейчас в саду волной поднимаются оптимизм с эмоциями и радостные/наивные предвкушения.

Но и одна чревоточащая тревога: а как перезимовали наши садовые недруги – мышевидные грызуны? И главные обидчики – полевки. И из них главная – обыкновенная серая.

Полевка эта – если кто подзабыл, напоминаю – ни разу не мышь, и почти абсолютный вегетарианец. Достойно это было бы похвалы, если бы не вегетарианствовала полевка зимой в садах корой молодых/нежных саженцев, подземными побегами и луковицами. И многоснежная зима ей только на руку/лапку: сугробы защищают и от холода, и от хищников, да и перемещаться в подснежных ходах ей совсем несложно. На поверхность вообще выбираться незачем – все необходимое у нее там под рукой/лапкой: и наши саженцы/луковки, и ее собственные кормовые запасы в хранилищах (до трех килограммов всякой сухой вегетарианской снеди может быть запасено у хозяйственной полевки).

Вот и присматриваюсь сейчас с тревогой и надеждой. В прошлом году заметна была явная депрессия численности этого зверька с неустойчиво-лабильной демографией – отсюда и надежда, что продлится, а может – и углУбится депрессия. Но все хорошее когда-то заканчивается – вот и повод для беспокойства: а вдруг кормная осень и многоснежная зима, отсутствие диких и полу-домашних хищников и ленивые эпизоотии поспособствовали очередному/неизбежному подъему численности, и вдруг сошедший наконец снег (сойдет же он когда-то) откроет драматичную картину зимнего нашествия и надругательства над моими посадками, как это было два года назад. Жутко представить себе.

Но прочь преждевременные темные мысли. Пока просто приглядываюсь. Всю зиму, расчищая дорожки, замечал подснежные тоннели полевок, естественным образом тянущиеся вдоль кромок бортиков грядок. Сейчас местами эти ходы заметны и без расчистки: структура снега в таких местах нарушается и таяние здесь происходит быстрее.

Таяние обнажает подземные ходы полевок. Фотографии в тексте мои.
Таяние обнажает подземные ходы полевок. Фотографии в тексте мои.

Ну да, чуда не случилось – полевки не пропали, нормально жили-зимовали. И даже размножались, наверное. Но и не сказать, что их как-то особенно много. Будем пока надеяться на лучшее.

Кто населяет зимний сад могу проконтролировать и ловушками-плашками, если поставлю их в парнике. Тут снега практически нет, так что сделать это совсем просто. А местное грызунячье населения сюда непременно наведывается. Незадача в том, что вегетарианствующая полевка на эти мышиные хлебно-масляно-сальные приманки не прельщается, редко попадается – разве что из своего природного любопытства. И тем не менее поставил.

Результат нерепрезентативный, но все-таки: полевки пока не попадались. Аргумент надежде, что их этой зимой было немного и что садового погрома весной я не увижу. Ну а попадаются неизбежные домовые мыши.

Но тут не без сюрприза. Хотя уже и повторного: опять давилка одним ударом убила сразу двух грызунов! Как это возможно, если учесть точечность кусочка-приманки и срабатывающего на мышку трапика, а также молниеносность удара смертоносной рамки, а также то обстоятельство, что кормятся мыши не стаями (как некоторые хищники), но вполне себе одиночно.

Где ты, моя эмпатия?
Где ты, моя эмпатия?

Запросил многоопытную и маститую коллегу, которая полжизни провела, расставляя и проверяя подобные ловушки-давилки. Как и положено ученому коллеге, она похвалила меня за наблюдательность и качественные снимки и пояснила, что такие доппель-поимки случаются в периоды высокой численности зверьков и/или при медленном срабатывании ловушки.

Мой профессионально-критический разум все-таки возразил. Как, собственно, высокая численность может способствовать одновременному попаданию под удар плашки, если удар это практически мгновенный? Что за удивительное совпадение и полная синхронизация действий? Если только серые бестии сплошным ковром движутся, такое возможно. Ну а замедленное срабатывание пружины с замедленным же ударом, который успевает поразить сначала одну несчастную мышь, а следом за ней – другую – это из области непостижимых физических абстракций.

Но все-таки не зря где-то далеко за спиной у меня матшкола и Биофак – сложилось и свое объяснение.

Тут нужно вспомнить, что такое эти плашки-давилки. Их изготавливают ремесленно/артельно с незапамятных времен, просто-вручную. Двух одинаковых не бывает. И настраивается каждая с нюансами, и срабатывает с характером. У профессиональных давильщиков есть даже понятие об уловистости таких ловушек.

Вот и у меня все разные, а двойной улов оба раза – в одной и той же. И такое вижу объяснение: ловушка эта с пониженной чувствительностью. Почти невесомая мышка теребит аппетитную приманку, задевает/давит трапик, только силы эти малы для срабатывания спуска. Но вот присоединяется еще одна, и они с удвоенной силой воздействуют на трапик – и тут-то он спускает пружину ударяющей рамки, и та спуску мышкам не дает. Извините за каламбур.

PS. Немного смысла в постскриптумах, но и смолчать не смогу: сегодня наведался на дачу - и снова в той же ловушке! Случайностью это уже никак не объяснить).

-3