Недавно на форуме одна из участниц задавалась вопросом, по каким критериям можно считать психолога "хорошим специалистом"?
В этой статье не буду рассуждать на тему важности установления терапевтических отношений психолог-клиент или уровня/качества образования, а начну издалека.
В художественной среде есть такое понятие - "насмотренность". Это вкус, который формируется по итогам просмотра большого количества визуального материала.
Развивать насмотренность необходимо дизайнерам одежды, интерьеров, UI дизайнерам, художникам по костюму, гриму, сценаристам, режиссерам и т.п. Привожу ниже для примера несколько фотографий совершенно разных творческих объектов, некоторые из которых сразу воспринимаются обывателями как "искусство", а некоторые - нет:
Музей Орсе, Париж. Фото автора.
Лувр, Париж. Фото автора.
Мультимедиа Арт Музей, Москва
Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Фото автора.
По аналогии с художественным вкусом, я считаю, что в профессии психолога насмотренность - это наличие жизненного опыта.
Помните нашумевшее поступление на факультет психологии МГУ 9-тилетней девочки? Я сомневаюсь, что даже при условии получения профильного диплома, она сможет через несколько лет консультировать взрослых людей.
Кстати, очень многие думают, что смена сферы профессиональной деятельности - например, профессиональная переподготовка - это обнуление. Как в тренингах по личной эффективности:
Забудьте всё то, чему вас учили до этого!
В моём понимании, как раз, любой опыт важен!
Помимо психологического образования, мой 16-летний опыт в качестве аудитора бизнес-процессов находит применение и в моей психологической практике, в особенности - в техниках краткосрочной психотерапии и коучинге, где следование структуре (или протоколам) является обязательным условием.
Расскажу подробнее.
Аудит бизнес-процессов проводится для того, чтобы выявить и устранить существующие недочёты в работе и повысить эффективность бизнеса. Для этого все действующие в компании бизнес-процессы проходят проверку на актуальность и эффективность - и при необходимости, обновляются, дописываются и актуализируются. В этом - суть управления качеством в бизнесе.
Точно также и клиент, обращаясь за помощью к психологу, хочет справиться с существующими ограничениями, поменять неэффективные поведенческие привычки и повысить качество своей жизни.
Что думаете? Пишите в комментариях!
Приглашаю на мой Дзен-канал!
Автор: Елена Стебакова
Психолог, Арт-терапия-Краткосрочная терапия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru