Однажды Бог решил создать на земле Золотой Край - обитель мира и счастья. Он призвал Оленя, Сокола и Кедр и приказал каждому искать для себя лучшее место. Где сойдутся их пути, там и быть Золотому Краю. Долго скакал по земле Олень. Высоко поднимался в небо Сокол. Глубоко уходил корнями в землю Кедр. И, наконец, встретились они в горной стране, где всем троим было хорошо и вольно. Там и возник Золотой Край, название которого – Алтай.
Происхождение слова «Алтай» точно неизвестно. Одни исследователи считают, что оно восходит к монгольскому – «altan», которое в переводе, действительно, означает – золото. Другие полагают, что оно тюркского происхождения «al-tai» - высокие или скалистые горы. Но от этого загадочность самого места, его магнетизм, некая сакральность, создающаяся древними поверьями и целебной природой, не теряются по сей день.
Огонёк. С этим растением, вернее. С его золотисто-оранжевым цветком - почему-то связывается у меня в сознании именно этот город – Горно-Алтайск (Республика Алтай), давно для меня далекий, и в плане расстояния, и в плане безвозвратно ушедшего советского времени, советского детства. Здесь я жила, когда мне было пять-шесть-семь.
Огонёк – сибирская роза. Он огненно-оранжевый. Целые поляны огоньков – оранжевых чашек с прелестными золотисто-жаркими лепестками, посаженных на зеленые стебли – я впервые увидела в зеленом лесу этого Алтайского края. Реальная сказка – как будто кинофильм Александра Роу (!). Ничто не придумал человек, разве что может чуть приукрасил в сказках. Но здесь и приукрашать ничего не надо. Огоньки создавали сказочную семантику этого благодатного и загадочного места под названием Алтай и город Горно-Алтайск.
Загадка везде, везде и всюду в этих местах. Загадка, тайна. И это не преувеличение, Читатель. Этот цветок называют еще «Купальница». А вот первичный, латинский вариант звучит совсем сказочно. Научное название купальницы - троллиус (латинское - trollius). Возможно, происходит от немецкого слова trollblume, что в переводе на русский язык значит «цветок троллей». Тролли – сказочные лесные карлики. Есть и легенда на этот случай: будто бы лесные сказочные существа в густом лесу готовят в каждом цветке ЭЛИКСИР ЖИЗНИ, при этом ЭЛИКСИР будто бы кипит на дне цветка без огня. Впрочем, латинское название могло произойти и от латинского же слова trulleus, что переводится как «шар» - цветок растения и в самом деле имеет форму огненного шара. Считается, что огонек имеет лечебные свойства и способен вылечить многие болезни.
Как ни странно, но именно какой-то маленький человечек приснился мне здесь, мне - шестилетней детсадовке. Сон помню до сих пор. Думаю, это и был тролль-старикашечка. Он манил меня, показывая огромный сундук с рубинами, изумрудами, горным хрусталем и полудрагоценными каменьями.
ГО́РНО-АЛТА́ЙСК — город на юге Западной Сибири России, столица и единственный город Республики Алтай. Образует городской округ город Горно-Алтайск.
Сначала город назывался по-алтайски Улалу; до тысяча девятьсот тридцать второго года — Улала, а в тысяча девятьсот тридцать втором – сорок восьмом годах этот локус имел название — Ойрот-Тура.
Город возник как село в устье реки Улалушки (алтайское Улула, где -улу — «большой», -ла суффикс обладания), получившее название «Улала» от этого гидронима. С образованием в тысяча девятьсот двадцать втором году Ойротской автономной области село Улала становится её центром, в тысяча девятьсот двадцать восьмом году получило статус города (данные Википедии).
Горно-Алтайск расположен в северо-западной части Алтайских гор, в межгорной котловине в окружении невысоких вершин на высоте двести семьдесят — триста пять метров над уровнем моря, в месте слияния рек Улалушки и Маймы, которые впадают в реку Катунь примерно в двухсот пятидесяти километрах к северу от горы Белухи - высшей точки Алтая и Сибири. Это слово «Катунь» я знала. И в свои пять лет понимала, что это река. К сожалению, я ее не помню, а, может, мы на нее и не выезжали. Но помню те удивительные леса и поляны, по которым мы ходили с папой. Там я впервые увидела лесных жителей. Запомнился вылезший бурундучок, который своей мордой потянулся к солнцу. Спинка полосатая, шерстка светло-коричневая. Лесная блажь. Благодать.
Расстояние от Горно-Алтайска до Москвы три тысячи шестьсот сорок один километр, до ближайшей железнодорожной станции Бийск Западно-Сибирской железной дороги сто километров (данные Википедии). Климат резко континентальный. Зимы в основном холодные. Бывает и до минус тридцати, а то и выше. Лето может быть жарким – плюс двадцать пять и тридцать.
Считается, что история города восходит к началу девятнадцатого века, тогда на месте современного Горно-Алтайска находилось небольшое поселение телеутов. Кто же они такие - эти телеуты? Древнее тюрское племя. Говорят, восходило к племени динлинов. По существу, одно из племен монгольского происхождения. Еще в период Чингисхана телеуты были большим племенем. Однако народ с тех давно сократился. И сейчас телеутов не более двух тысяч – двух тысяч пятьсот человек. Все они живут в своих деревнях и исповедуют традиционную для них языческую веру, хотя одновременно православные. Имеют свой национальный язык. И по существу, это немногочисленное теперь племя телеутов – своеобразный проводник в историю, в Прошлое этого загадочного края, который располагается близ сакрального Тибета. Говорят, у телеутов до сих пор существует странный обряд воздушного погребения, который был распространен среди многих древних племен (индейцев Северной Америки, грузин, мокшан, мохэ, японцев). Обряд воздушного погребения существовал у многих народов древности, на сегодняшний день встречается у некоторых племён Южной Америки, а также в редуцированной и более гигиенической форме развеивания праха.
У некоторых народов обряд совершался в отношении всех умерших, а у некоторых — только в отношении «избранных» по тем или иным признакам.
Одним из древнейших упоминаний данного обряда является сообщение Нимфодора (третий век до новой эры). В своём произведении «Варварские законы» он писал:
«Мужские тела колхам нельзя было ни сжигать, ни погребать; тела мужчин завёртывали в свежие шкуры и вешали на деревьях, женские же предавали земле» (Из Википедии).
Горно-Алтайск сегодня – это, по сути, маленький город, в котором проживает шестьдесят четыре тысячи девятьсот пятьдесят семь человек. Это единственный город в Республике Алтай. Остальные поселения – деревни, поселки и проч.
В Горно-Алтайске функционируют республиканские и федеральные органы государственной власти: Правительство Республики Алтай, Государственное Собрание — Эл Курултай Республики Алтай, органы исполнительной власти Республики Алтай, главный федеральный инспектор по Республике Алтай аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Верховный суд Республики Алтай, Арбитражный суд Республики Алтай, Горно-Алтайский городской суд, прокуратура Республики Алтай, прокуратура города Горно-Алтайска, органы местного самоуправления (администрация и совет депутатов городского округа). Расположены редакции ведущих республиканских газет «Листок», «Звезда Алтая» и «Алтайдын Чолмоны», филиал ВГТРК ГТРК «Горный Алтай» (данные Википедии).
Как я вспоминаю, все в этом городе было в пешей доступности. Особенно площадь Ленина, которая существует по сей день. Зимой на этой площади мы с папой ели вкусный шашлык, который делали узбеки. Отогревались в мороз минус двадцать пять.
А еще помню, как мы с подружкой Наташкой с удовольствием в ледяной холод в советских детских шубейках скатывались со снежных горок, которые вдруг образовывались прямо под нашими подъездами. Скатились, и снова на горку. И опять. Смех, визг. Щенячий восторг.
Помню, что именно в этом городе спустилась на меня Эстетическая благодать. Папа стал выписывать Большую Советскую Энциклопедию (БСЭ). Это тогда было ну очень престижно. Я – маленькая детсадовка – ждала с нетерпением каждый том. Я уже умело бегло читать – сто-сто двадцать слов в минуту. Читала осмысленно, со знанием дела. Но больше всего я любила рассматривать эти глянцевые иллюстрации, которые были вклеены в каждый том Энциклопедии. Там я вдруг обнаружила не только фото алмазов, изумрудов, сапфиров, горного хрусталя, прекрасных драгоценностей Алмазного фонда, но и картины итальянских художников Возрождения. «Рождение Венеры». Красота Афродиты, рожденной из пены и стоящей в глянцевой помадной ракушке, зашкаливала!
Что же мне в локусе этом, и что же так будет тебе интересно, дорогой Читатель? Конечно, не мои детские воспоминания. Нет.
Есть в этом городе Тайна, некий Сакрал, который приведет тебя в священный трепет. Этот Сакрал хранится в Национальном музее Республики Алтай имени А. В. Анохина. Здесь – ОНА! Мумия Алтайской принцессы с плато Укок.
Принце́сса Уко́ка (Алтайская принцесса) — данное журналистами и жителями Республики Алтай название мумии молодой женщины возрастом примерно двадцать восемь-тридцать лет, найденной в ходе археологических раскопок на могильнике Ак-Алаха урочища Укок в тысяча девятьсот девяносто третьем году. Причиной смерти женщины был рак молочной железы.
Согласно верованиям коренного населения Алтая, «принцесса», которую еще называют Ак-Кадын (Честная, Искренняя, Добрая Хатун), является хранительницей покоя и стояла на страже врат подземного мира, не допуская проникновения Зла из низших миров. Принцесса соединилась в сознании народа с богатыркой Очи-Бала, то есть стала персонажем одноименного алтайского героического эпоса.
Внешний вид Принцессы представляет неподдельный интерес. Мумия лежит на боку со слегка подтянутыми ногами. На руках у неё обнаружились многочисленные татуировки. Когда обнаружили находку, надеты на мумии были белая шёлковая рубашка, бордовая шерстяная юбка, войлочные носки, шуба. Также особенной является сложная причёска умершей — она сделана из шерсти, войлока и собственных волос и составляла в высоту девяносто сантиметров. Вся эта одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребённой. Она умерла в молодом возрасте от рака молочной железы (при исследовании была обнаружена опухоль в груди и метастазы) и принадлежала к высшим слоям пазырыкского общества, о чём говорит количество захороненных с ней лошадей — шесть.
По останкам черепа был воссоздан бюст в количестве трёх экземпляров. Один хранится в музее Новосибирска, второй с целью компромисса был передан Обществу национального возрождения Алтая (до возврата мумии после всех исследований). Третий экземпляр передан в московский Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (до настоящего времени в экспозиции музея не представлен).
Девятнадцатого августа две тысячи четырнадцатого года стало известно, что Совет старейшин Республики Алтай решил захоронить мумию. Это решение было одобрено Главой республики. Решение о захоронении было связано с тем, что часть населения республики считает извлечение мумии из кургана причиной стихийных бедствий, которые обрушивались на Горный Алтай в последние два десятилетия (в особенности — причиной сильного наводнения и крупного града, случившихся на Алтае в конце две тысячи четырнадцатого года). В свою очередь, Эмилия Алексеевна Белекова, и. о. директора Национального республиканского музея имени А. В. Анохина, усомнилась в компетенции Совета старейшин Республики Алтай в этом вопросе, указав, что решение подобных вопросов относится к компетенции Министерства культуры Российской Федерации.
Примечательно, что с этой мумией связаны именно сакральные верования алтайцев, которые свято верят в особое эзотерическое предназначение Принцессы. Однако российские академики утверждают, что мумия эта принадлежала женщине из обычной состоятельной пазырыкской семьи.
Что правда, а что ложь, трудно сказать. Но то, что Алтай – центр великих знаний, а рядом, Тибет, в этом я не сомневаюсь. Ведь и в православии почитаются мумии святых, правда, они выставлены на всеобщее обозрение. Мощи святых ценятся, боготворятся. Может, укокская принцесса все же нужна именно как мумия, и хоронить ее не надо?
Но для алтайцев эта трехтысячелетняя мумия – Праматерь. Великая Мать. Вот таким образом, и не иначе. И теперь я понимаю, дорогой Читатель, что Горно-Алтайск есть локус еще одной Великой Матери, которых в истории человечества было немало: мать Кибела, Великая мать – многогрудая Артемида из Эфеса, Иштар, наша Баба-Яга. Да-да. Доказано, что этот сказочный персонаж воплощает древние верования славян, предков русских, и является древней матерью, которая сторожит мир мертвых. Принцесса УКОКА – одна из древнейших Матерей. Ей три тысячи лет.