С весельем и отвагой. СССР, 1974. Режиссер Алексей Сахаров. Сценарист Валентин Черных. Актеры: Михаил Езепов, Лидия Константинова, Николай Мерзликин, Евгения Сабельникова, Николай Трофимов, Георгий Бурков, Михаил Кокшенов, Валентин Голубенко, Фёдор Одиноков, Виктор Шульгин, Владимир Пицек, Анатолий Худолеев, Виктор Перевалов, Владимир Балон и др. 16,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Алексей Сахаров (1934–1999) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Коллеги», «Случай с Полыниным», «С весельем и отвагой») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Отслужив армии, Николай вернулся в рыболовецкий колхоз, но его отношения с экипажем сейнера складываются непросто…
Ведущие советские киножурналы предпочли обойти этот фильм стороной, да отзывов зрителей XXI века об этой ленте очень мало… По всему видно, что этой — весьма средней по художественному уровню драме — не суждено остаться в истории Киноискусства…
Киновед Александр Федоров
Когда наступает сентябрь. СССР, 1976. Режиссер Эдмонд Кеосаян. Сценаристы Константин Исаев, Эдмонд Кеосаян. Актеры: Армен Джигарханян, Николай Крючков, Лаура Геворкян, Владимир Ивашов, Иван Рыжов, Галина Польских, Михаил Метёлкин, Владимир Носик, Николай Граббе, Виктор Авдюшко и др. 16,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Эдмонд Кеосаян (1936–1994) поставил 12 полнометражных игровых фильмов, пять из которых (включая, разумеется, трилогию о «Неуловимых», плюс «Стряпуха» и «Когда наступает сентябрь») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Самой кассовой у режиссер Эдмонда Кеосаяна была, конечно, трилогия о «неуловимых». Но и семейная драма «Когда наступает сентябрь» тоже вошла в тысячу самых популярных советских кинолент.
Киновед Виктор Филимонов справедливо отмечает, что главный герой этого фильма – пенсионер Погосян (замечательная роль А. Джигарханяна), приезжающий в Москву из Армении – становится нравственным стержнем драмы, а «естественность гиперболизации энергии Погосяна, объединяющей людей и спасительно воздействующей на их души, в реальной жизни свидетельствовало о дефиците консолидирующей силы добра в обществе. Явление такого героя во времена … общественного равнодушия было не только симптоматичным, но и благотворным» (Филимонов, 2010: 226).
Эта картина нравится и сегодняшним зрителям:
«Замечательный фильм! Очень добрый! Великолепная, трогательная игра всех без исключения актёров. Особенно нравятся Джигарханян, Крючков и, конечно, дети, сыгравшие Катю и Левона. Фильм о том, как люди должны относиться друг другу, фильм о любви, взаимопонимании, дружбе, милосердии, о добрых человеческих отношениях, которых нам сейчас так не хватает. … Один из лучших фильмов советского кинематографа» (А. Алексеева).
«Впервые увидел этот фильм еще в далеком 1976 году. И хотя мне было всего лишь восемь лет, картина не оставила меня равнодушным. Интересный, нетривиальный сюжет, прекрасная музыка и песня Яна Френкеля, великолепная режиссура и просто феноменальная игра сорокалетнего Джигарханяна! На мой взгляд, это его лучшая роль в кино, в которой он раскрылся как, без преувеличения, гениальный актер! Вообще, весь актерский ансамбль сыграл прекрасно, каждый на своем месте. Все образы очень правдивые, без фальши и глянца, поэтому происходящему на экране веришь без всяких оговорок. Комичное и трагическое переплетено в этом фильме, как и в реальной жизни. Финальную сцену, в которой жизнелюб Левон прощается с близкими и друзьями, строит планы на будущее, не догадываясь, что эта встреча последняя, а Николай (Крючков) знает об этом, невозможно смотреть без слез» (Вадим).
«Фильм душевный и пронзительный о человеческих истинах, рассказанный настолько реалистично. Хороший человек всегда притягивает хорошее, даже в большом крупном городе, где все друг другу незнакомы. Всех собрал, сплотил этот армянин из далекого горного села. Конец невозможно смотреть без слез. … Музыка тоже потрясающая, прямо в сердце» (Санти).
Киновед Александр Федоров
В начале славных дел. СССР–ГДР, 1981. Режиссер Сергей Герасимов. Сценаристы Сергей Герасимов, Юрий Кавтарадзе (по роману А. Толстого «Петр Первый»). Актеры: Дмитрий Золотухин, Тамара Макарова, Наталья Бондарчук, Николай Ерёменко (мл.), Михаил Ножкин, Эдуард Бочаров, Любовь Полехина, Любовь Германова, Роман Филиппов, Юрий Мороз, Владимир Кашпур, Александр Белявский, Николай Гринько, Роман Хомятов, Евгений Марков, Екатерина Васильева, Марина Левтова, Борис Хмельницкий, Иван Лапиков, Пётр Глебов, Фёдор Одиноков, Артём Карапетян и др. 16,9 млн. зрителей за первый год демонстрации (в пересчете на одну серию).
В год выхода этого фильма на всесоюзный экран «Советский экран» откликнулся на него весьма позитивной статьей, где, правда, отмечались кое-какие недостатки ленты, но подчеркивалось, что «это, конечно, частности. Главное в том, что появилась новая работа Герасимова о титане русской истории. Это — событие» (Вишневская, 1981).
Мнения зрителей XXI века об этом фильме четко разделяются на «за» и «против»:
«За»: «Великолепный фильм, прекрасная игра актёров! Золотухин — потрясающий Пётр Великий!» (Ольга). «Лучший исторический фильм о России. И по качеству съемок, и по игре актеров, и по сюжету, и по декорациям. Виват всем, кто принимал участие в создании этого шедевра!» (Романа).
«Против»: «Фильм скорее детский. … Снято крепко, но не более того. … Я бы сказал — плакат. Довольно схематично и поверхностно. Личности и психология героев практически не раскрыты. … В общем, костюмная постановка с голливудским привкусом и по стандарту типового советского биографического фильма. То есть этакий дайджест устоявшихся штампов о персоне из серии ЖЗЛ» (А. Драгон).
Киновед Александр Федоров