В XXI веке стремительное развитие компьютерных технологий и спецэффектов привело к расцвету фантастики и фэнтези. В то же время парадоксальным образом начался подъем и в противоположном сегменте — драм и триллеров, основанных на реальных событиях. Также повышенный интерес стали вызывать документальные фильмы, но это отдельный разговор. Заветный дисклеймер о правдивости истории безотказно повышает интерес к фильму у любой категории зрителей. Когда на экране можно воплотить любую фантазию, оказывается, что визуальный аттракцион и удивительные приключения — это, конечно, любопытно, но по-настоящему трогает лишь реальность. Собрали самые свежие картины, вдохновленные самой жизнью.
Более ранние фильмы на реальных событиях можно найти в другой нашей подборке.
«Оппенгеймер»
Рассказ о жизни и деятельности отца атомной бомбы Роберта Оппенгеймера идет параллельно в нескольких временных отрезках. Первый посвящен работе ученого до, во время и после Манхэттенского проекта. Второй — допросу комиссии по атомной энергии: она решает вопрос о сохранении за Оппенгеймером допуска к государственной тайне. Третий — слушаниям о возможности назначения Льюиса Штраусса на пост министра торговли.
Грандиозный фильм Кристофера Нолана поставлен по документальной книге Кая Бёрда и Мартина Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея». Фильм, сосредоточенный на личности создателя атомной бомбы, стал едва ли не главным событием в кино 2023 года и, видимо, соберет много «Оскаров» в марте 2024-го. Номинацию получили и режиссер фильма, и исполнители главных ролей — Киллиан Мёрфи, Роберт Дауни — младший и Эмили Блант. При высоких художественных качествах картины немалую роль в ее успехе сыграла и репутация постановщика, и удачная маркетинговая шумиха «Барбенгеймера». Главная суть ее сводилась к соревнованию в летнем прокате двух диаметрально противоположных картин — «Барби» и «Оппенгеймера».
«Убийцы цветочной луны»
Простой парень Эрнест Бёркхарт возвращается с Первой мировой войны. У него никого нет, кроме дяди, который ласковым словом и хитростью прибрал к рукам половину города в округе Осейдж. Контингент здесь непростой, поскольку поселение поднялось на шальных деньгах от богатых месторождений нефти и как магнит притягивает бандитов всех мастей. Официально земли принадлежат местным индейцам. У каждого из них есть свой пай, который приносит хорошую ренту, поэтому практически любая женщина из племени осейдж — завидная невеста. Дядя советует племяннику присмотреться к Молли Кайл, чья большая семья обладает солидным доходом и не очень крепким здоровьем.
Новый фильм легендарного режиссера Мартина Скорсезе посвящен истории о загадочных смертях в округе Осейдж, штат Оклахома, в 1920-х годах. Изначально сценарий больше фокусировался на расследовании, а Леонардо ДиКаприо должен был играть агента ФБР, но впоследствии акценты сместились и история начала развиваться под другой оптикой. В результате актер исполнил роль непосредственного участника событий Эрнеста, а роль его дяди Уильяма Хэйла досталась Роберту Де Ниро. Новый фильм Скорсезе вполне закономерно привлек внимание публики и претендует на премию «Оскар» в десяти номинациях. Правда, ДиКаприо оставили без номинации за лучшую мужскую роль. Впрочем, ему не привыкать.
«Общество снега»
13 октября 1972 года чартерный самолет, летевший из Монтевидео в Сантьяго, разбивается в Андах. Из 45 человек выживают 28, что похоже на чудо после катастрофического приземления в горах. Однако до настоящего спасения выжившим еще очень далеко: они оказываются в заснеженных горах без теплой одежды, еды и какой-либо возможности согреться. Большинство из них — члены регбийной команды Old Christians, летевшей на матч в Сантьяго. Молодые парни, убежденные католики, сталкиваются с суровой дилеммой — простительно ли питаться мясом погибших людей, чтобы выжить самим? В ожидании спасения несчастным пришлось провести 72 дня в горах, в снежном плену.
Испанский режиссер Хуан Антонио Байона («Невозможное») четко придерживается хронологии реальных событий, отмечая точную дату смерти каждого человека. Во время просмотра кажется, что автор нагнетает обстановку, наваливая на героев новые и новые неприятности вроде внезапного схода лавины. Однако даже в этих подробностях картина следует реальной истории. Роли исполнили малоизвестные аргентинские и чилийские актеры, а вызывающе линейный сюжет не пытается залезть флешбэками в головы героям (привычное клише драм о выживании). «Общество снега» произвело сильное впечатление на публику и получило номинацию на «Оскар» как лучший иностранный фильм.
«Поехавшая»
В день 30-летия Аня сталкивается со всепоглощающим приступом фрустрации: друзья не явились на праздник, парень изменил, работа не радует, любимая собака тяжело болеет, а велосипед служит вешалкой для одежды. Девушка решает круто изменить жизнь, собирает вещички, грузит собаку в прицеп и на велосипеде отправляется из Москвы в Нижний Новгород мириться с мамой, с которой не общалась много лет. В Нижнем оказывается, что мама переехала в Магадан, так что Аня, уже вкусившая свободы, решает ехать дальше через всю страну. Когда проедешь 390 километров, еще девять тысяч уже не кажутся такими невозможными.
Фильм поставлен по книге путешественницы Анны Смолиной «А чего дома сидеть?», в которой она рассказывает о странствии, предпринятом ею в 2017 году в поисках душевного спокойствия и новых смыслов. Экранизация далеко не во всем совпадает с реальной историей, поскольку перенос истории на экран требует компромиссов. Картина получилась цельной, остроумной и жизнеутверждающей, так что нашла отклик у зрителей, став одной из самых кассовых премьер 2023 года. Реальная Анна Смолина и сегодня продолжает путешествовать с мужем Валерой, с которым познакомилась по пути в Магадан.
«Дайана Найэд»
Бывшей звезде плавания на марафонские дистанции Дайане Найэд исполняется 61 год. О ней давно все забыли, остается только уныло коротать дни и рассказывать о былых подвигах всем, кто вежливо согласится послушать или не успеет убежать. Так продолжаться не может, решает Дайана и сообщает подруге Бонни, что у нее есть отличная идея. 30 лет назад она не смогла покорить вплавь коварный Флоридский пролив, но тогда она была молодой и глупой, а теперь она умна, и все должно получиться. Ей всего лишь придется провести трое суток в воде и проплыть 177 километров наперегонки с акулами и кубомедузами.
Фильм основан на реальных событиях, происходивших с 2011 по 2013 год между побережьями Кубы и Флориды. История произвела на публику ошеломляющее впечатление, потому что лишь несколько людей в принципе смогли пересечь вплавь этот коварный пролив, а уж тем более в 60 лет. Правда, в Книгу рекордов Гиннесса достижение пловчихи отказались вписывать из-за нарушений в процедуре наблюдения. В целом картина была бы вполне заурядным байопиком, если бы не работы двух замечательных актрис — Аннетт Бенинг в роли Дайаны Найэд и Джоди Фостер в образе ее подруги Бонни. Обе получили номинации на «Оскар-2024» за лучшие женские роли первого и второго плана.
«Кто убил BlackBerry»
Два гика-изобретателя из маленькой компании RIM постоянно терпят неудачи в окружении акул бизнеса. Молодые люди носятся с прорывной идеей соединить телефон, почту и интернет в одном устройстве, но в силу полной неспособности вести переговоры постоянно оказываются не у дел. Они так и провозились бы до полного банкротства, если бы зубастый топ-менеджер не предложил свои услуги. Джим Балсилли берет в свои руки руководство компанией, быстро наводит порядок в делах и заставляет потенциальных клиентов мечтать о еще не существующей разработке. В компании кипит работа, и о прежней расслабленной атмосфере остается только мечтать. Зато на свет появляется первый смартфон — BlackBerry.
Об истории компании, пережившей стремительный взлет и такое же уверенное падение, было написано несколько книг. Режиссер и автор сценария Мэтт Джонсон взял за основу документальное исследование Джеки Макниш и Шона Силкоффа «Потеря сигнала: нерассказанная история невероятного взлета и падения BlackBerry». Однако картина — не сухой рассказ об успешном бизнесе, а обаятельное драмеди о неудаче. Пока в компании с трудом, но уживаются между собой интеллект Майка Лазаридиса, креативный дух Дага Фрегина и деловая хватка Джима Балсилли, дела идут в гору. Однако утрата всего одной составляющей ставит крест на способности компании конкурировать с другими игроками.
«Тетрис»
1988 год. На выставке электроники в Лас-Вегасе предприниматель-программист Хэнк Роджерс знакомится с новой игрой «Тетрис» и видит в ней огромный потенциал. Как показывает история, чутье не подвело. Хэнк тут же выясняет, что права на игру проданы, но свободна лицензия для японского рынка. Поскольку он живет и работает в Японии, это то что надо. Воодушевленный Роджерс тут же закладывает всё, что у него есть, и вкладывается в производство картриджей и игровых автоматов для Nintendo. Вскоре выясняется, что права перехватила компания Microsoft, но есть лазейка. Хэнк, которому грозит полное банкротство, берет ноги в руки и на свой страх и риск отправляется по туристической визе в Москву — на поиски создателя игры Алексея Пажитнова.
Российские критики довольно жестко оценили историю Джона С. Бейрда, углядев в картине клюквенные заросли в отношении СССР. Однако зарубежные зрители, не отягощенные переживаниями на эту тему, получили увлекательный бизнес-триллер. Сценаристу Ною Пинку удалось превратить историю банального крючкотворства в остросюжетную картину. Двух главных ее героев сыграли Тэрон Эджертон («Kingsman: Секретная служба») и Никита Ефремов («Здоровый человек»). Настоящий Алексей Пажитнов остался фильмом доволен, особенно тем, как точно была воспроизведена деловая грызня вокруг прав на игру.
«Кокаиновый медведь»
С падающего самолета контрабандист сбрасывает большую партию наркотиков, чтобы потом вернуться и собрать. Сам он разбивается из-за нераскрывшегося парашюта, а сумки с белым порошком оказываются разбросанными по национальному парку «Кровавая гора». Местный черный медведь в поисках еды умудряется распотрошить несколько пакетов и нанюхаться кокаина до состояния невменяемости. В это время к горе съезжаются несколько человек: двое подростков решили прогуляться до водопада вместо уроков, наркодилеры ищут свой груз, мама сбежавшей девочки ищет ребенка, рейнджеры парка пытаются уединиться, а следователь ведет дело о разбившемся наркодилере.
Черная комедия Элизабет Бэнкс использует реальный факт лишь в качестве отправной точки. В декабре 1985 года в северной Джорджии был найден медведь, умерший от передозировки наркотиками. Их действительно сбросил с самолета Эндрю С. Торнтон II, который погиб из-за неисправности парашюта. Однако никто, естественно, не знает, чем занимался медведь, отравившийся порошком. Все его похождения, описанные в фильме, полностью вымышлены. Нет никаких доказательств тому, что «кокаиновый медведь» в жизни успел причинить кому-либо вред. Судя по всему, животное довольно быстро скончалось недалеко от места своего пиршества.
«Бостонский душитель»
Бостон, 1962 год. Лоретта работает в местной газете Record American. Ей доверяют писать только о стиле жизни — о моде и тостерах. Журналистке хочется чего-то посерьезнее, но штат в криминальном разделе укомплектован исключительно мужчинами. Они скептически относятся к амбициям Лоретты, но именно она первой замечает связь между убийствами трех пожилых женщин. Когда ее правота подтверждается четвертым преступлением, журналистке все-таки позволяют взяться за разработку серьезной темы. На подмогу ей выделяют более опытную сотрудницу газеты Джин Коул.
Драма «Бостонский душитель» с Кирой Найтли в главной роли исследует нашумевшее дело о маньяке, который в течение двух лет убил 13 женщин. Несмотря на то что формально убийца был найден, окончательного и точного подтверждения не было получено. Картина предлагает свою версию того, кем был Бостонский душитель, но гораздо больше интересуется вопросами положения женщин в американском обществе 60-х годов. Бурная деятельность главной героини не находит особого сочувствия в ее ближайшем окружении, ведь по общепринятым представлениям ей положено заниматься домом и семьей, а не общаться с преступниками.
«На солнце, вдоль рядов кукурузы»
15 августа 2019 года пассажиры собираются на рейс «Уральских авиалиний» из Москвы в Симферополь. У всех свои неотложные дела, важные проблемы и серьезные обиды. Влюбленная пара на грани разрыва, потому что парень никак не соберется с духом сделать предложение. Деловой человек не может отключить ноутбук на время перелета, потому что сроки горят. А грустный молодой человек никак не решится позвонить маме, с которой уже много лет не разговаривал. Никто из них даже не подозревает, какие страшные мгновения им предстоит пережить в ближайшее время.
Русский фильм «На солнце, вдоль рядов кукурузы» снят по мотивам нашумевшей истории о самолете, севшем в кукурузном поле, и о летчике Дамире Юсупове, сумевшем сохранить жизни пассажиров в критической ситуации. Картина акцентирует особое внимание на истории капитана, всю жизнь мечтавшего о карьере пилота и получившего такую возможность только в возрасте 36 лет. Ко времени событий, о которых идет речь, Юсупов успел шесть лет проработать пилотом, из них один год в качестве капитана. Главного героя в фильме сыграл Егор Бероев, который оказался поразительно похож на своего прототипа. Его кандидатуру предложил сам Юсупов, а актер охотно взялся за роль.
Текст: Катерина Гришина
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.