Саркофаг, элементы декора мумий, статуи и рельефы, ритуальные предметы и украшения — около 90 подлинных экспонатов объединили в Музее Арсеньева с цифровыми технологиями на выставке "Древний Египет. Искусство бессмертия" (12+). Проект наглядно рассказывает о том, как египтяне представляли себе жизнь после смерти. Центральное место в экспозиции заняли оцифрованные трехмерные реконструкции мумий по методике, впервые выполненной в России, сообщает ИА PrimaMedia.
Как рассказала, экскурсовод и заведующая отделом Древнего Востока Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, из которого и прибыли экспонаты, Ольга Васильева, выставка представляет результаты комплексных исследований, которые были проведены в Москве 2017 — 2020 годах совместно с Курчатовским институтом.
"Было исследовано 10 мумий, ряд их фрагментов. В результате мы создали 3D-реконструкцию облика египтян, а также получили информацию, которая касается пола, возраста и возможных болезней людей, некогда населявших долину Нила. Трехмерная реконструкция египтян в мультимедийном варианте находится в отдельном зале, но является сердцем выставки, от которого лучами расходятся четыре раздела. Героями реконструкции стали молодая женщина 20-25 лет и мужчины 30-40 лет", — отмечает Ольга Васильева.
По ее словам, такой замысел выполнен, так как сотрудники Пушкинского музея не привезли мумий по этическим соображениям и состоянию сохранности. В разделах освещается мировоззрение египтян, показаны бытовые принадлежности и предметы, которые находились в гробнице. Выставка призвана показать, что египтяне действительно любили жизнь, боролись со смертью и создавали памятники, предназначенные для вечности.
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела Древнего Востока Пушкинского музея Ольга Дюжева рассказала, что памятники древнеегипетского искусства из Пушкинского музея впервые привезли на Дальний Восток. В этом проекте участвовали специалисты разных отраслей науки — от физики до искусствознания. Трехмерные изображения стали не просто мультиком для развлечения, а результатом длительной научной работы — давней методики реконструкции внешнего облика умерших людей по костным останкам. Более того, специалист первый в стране работал по этой методике, ранее в России никто этим не занимался.
На вопросы журналистов ответил и директор Музея Арсеньева Виктор Шалай
"Сегодня мы официально приступили к презентации коллекций, которые имеют отношение не только к русской старине, к нашему национальному наследию, а гораздо шире. Надеюсь, коллекция не единственная, и будут другие, которые выстроятся в цикл. Тенденция послужит замечательной возможностью для тех, кто не может часто летать в Москву или вовсе не может летать. Мы хотим, чтобы лицезреть подобные коллекции было не привилегией, а правом для жителей Дальнего Востока", — сказал директор музея.
Как объяснила директор Пушкинского музея Елизавета Лихачева, коллекция собрана русским ученым на его собственные средства. А позже стала частью государственных музейных собраний, попала в музей изящных искусств имени Александра I при императорском московском университете и в итоге стала огромным достоянием российской культуры. Теперь выставка коллекции может продолжить свою историю во Владивостоке, а после в Новосибирске и Нижнем Новгороде.
Экспозиция дополнена подлинными древнеегипетскими текстами. В них "звучат" голоса жителей долины Нила, размышлявших о преодолении смерти и вечной жизни.