Не очень хочется писать про нашумевший хит. Миллионы разборов в Тиктоке (да-да), вторая строка поиска в гугл «Солтберн смысл», хотя особого смысла там нет. По моему мнению, это нудный, необоснованно растянутый фильм с претензией на оригинальность и неловким сексуальным эпатажем. Если кратко, за что хвалят Солберн: ⁃ идея о человеке-хамелеоне, решившем примерить на себя образ некой более достойной (богатой, успешной, сексуальной) фигуры, удачно появившейся на горизонте. Сюда же харизматичные персонажи, на которых у зрителя должно стоять ⁃ почти достоевский конфликт между человечностью, любовью и вызовом себе, необходимостью достижения цели ради цели ⁃ действительно достойный клиповый визуал от Э. Феннел ⁃ секс, куда же без него. Порно в 2к24 это скучно, зумерам нужен артхаус В связи с этим решила показать список фильмов, закроющих эти потребности без потребления фанфикообразного кина категории Б, претендующего на AAA (люди реально жалуются, что Солтберн не номинировали на Оскар)
1. Талантливый мистер Рипли/The Talented Mr. Ripley (1999)
Идейный предшественник Солтберна, хотя многие фанаты последнего отрицают явные параллели. Сюжет прост: Том Рипли, ещё не потрëпаный Мэтт Деймон с обаянием парня по соседству, комплексами и дешёвым пиджаком, по очень надуманному стечению обстоятельств отправляется в Италию убедить некоего мажора вернуться домой. Мажором оказывается магнетический молодой Джуд Лоу со взглядом удава и харизмой Хью Хефнера, который умеет быстро строить отношения и так же легко их рвать.
Несложно догадаться, что будет дальше. Стремительно развивающаяся дружба, гомосексуальные намёки, болезненное ощущение Томом своей неполноценности по сравнению с новым идеальным другом. В таких фильмах обычно хоть кто-то умирает, но тут мрут прямо как мухи под знойным солнцем Италии 50-ых.
Красивая картинка, невинные пейзажи, идеальный каст наших любимых и ещё молодых актёров (залипательный Филип Сеймур Хоффман, прелестная Кейт Бланшетт в роли скучающей femme fatal, избалованно-сексуальные Лоу и Гвинет Пэлтроу), интересный сюжет, не набивший оскомину на дату выхода фильма, в целом просмотр оставляет приятные ощущения, хотя и не даёт ожидаемого драматического накала.
Отличный фильм на ленивый вечер вдвоëм.
2. Елена (2011)
Пример хорошего, годного российского фестивального кино. Как оказалось, Звягинцев умеет снимать не только рвущую душу на части остросоциальную чернуху, но и фильмы более камерные по масштабу и спокойные по накалу страстей. Это не критика, а наоборот, восторг.
История Елены, немолодой медсестры, живущей довольной счастливым мезальянсом с бывшим неприлично богатым пациентом, трогает своей реалистичностью и простотой.
С одной стороны - семья в Западном Бирюлëво, бездельник-сын, умеющий только рассуждать на кухне и размножаться, неприятная, задолбанная бытом невестка и маргинальной внучок, которого нужно спасать от армии.
С другой стороны - умный муж (со своими тараканами), безбедная жизнь в роскошном ЖК в центре Москвы, всë это получилось у героини случайно и тем и ценно. У героини две любимые семьи, и одной из них придëтся пожертвовать, когда речь заходит о такой вечной банальности - деньгах.
Отдельная находка фильма - Надежда Маркина. Римская императрица в профиль и некрасовская женщина в анфас, только она смогла бы так органично исполнить роль женщины, живущий в двух вселенных одновременно. Интересен также классовый контраст внутри Москвы, показанный, правда, с вынужденным принижением Бирюлëва Западного в глазах прогрессивных кинозрителей (там не так плохо, правда).
Идеальный выбор для меланхоличного времяпрепровождения, фильм даëт поводы задуматься, но не грузит в неприятном смысле этого слова. Последний кадр надолго остаётся в сердечке. Советую к просмотру вообще всем.
3. Девушка, подающая надежды/Promising Young Woman (2020)
Дебютная работа режиссëрки Солберна. В этом списке фильм для тех, кому может понравиться яркая, динамичная картинка от Эмеральд Феннел и еë явный female gaze. Мне лично нравится.
"Девушка" - это добротное феминисткое переосмысление классического жанрового rape-and-revenge, раскрывающее наконец-то героиню как личность.
В центре фильма задолбанная Кэсси, героиня Кэри Маллиган, положившая свою жизнь на преподание урока мужчинам, посягающих на перепивших девушек в барах. Это в общем достойное дело показано мельком, что очень обидно для любителей жанра, к которым я себя без стеснения отношу.
Основной сюжет закручен вокруг продумывания плана мести за изнасилование подруги нашей героини в колледже в лучших традициях подобных фильмов. Триггером к масштабным действиям становится недороман Кэсси с бывшим однокурсником, который оказывается не совсем невинен в отношении этого печального события. Собственно, именно изнасилование подруги с трагическим концом и становится драйвером для всех решений и ошибок в жизни главной героини. В том числе объясняет, почему она так и осталась "подающей надежды" в свои 30 с хвостиком.
Фильм как может удерживает напряжение и у него это получается? хотя концовка немного проседает по драйву. За историей Кэсси интересно наблюдать, она правда трогает, да и снято откровенно качественно.
Для всех любителей многочисленных версий "Я плюю на ваши могилы", корящих себя за просмотр этого неинтеллектуального эксплуатейшена, и просто для ценителей крепкого околожанрового кино. "Девушка, подающая надежды" станет глотком свежего воздуха, но сенсации ждать не стоит.
4. Основной инстинкт/Basic Instinct (1992)
Многие знают синопсис (или хотя бы видели мемную картинку): не очень хороший полицейский расследует убийство, где главная подозреваемая - Шэрон Стоун без трусов.
Этот фильм можно критиковать за многое. Романтизация и снисхождение режиссёра к абсолютно неприемлемому поведению главного героя: агрессия, насилие, изнасилование, поданное как вспышка страсти (тошнотворная картинка). Mужская сексуализация лесбийских отношений как средства привлечения внимания того же главного героя. И т.д., и т.п., я, наверное, уже отбила всякое желание смотреть, и всё же...
Это классический, качественный эротический триллер. Вот таким он и должен быть - раздражающим, неуместным, провокативным, обжигающим. Тем интереснее смотреть такое в 2к24, позволяет критически осмыслить эволюцию наших представлений о сексуальности. Личный совет: попробуйте не плеваться либеральным ядом с первых кадров, а довериться фильму. Предупреждаю, он может неожиданно понравиться!
---
Понравился обзор? Подписывайтесь на блог и мой телеграм канал https://t.me/kinomimimika