В нашей стране бум продажи смартфонов и планшетов начался примерно с 2010 года, поэтому дети 14-ти лет и младше, в прямом смысле слова, выросли с гаджетом в руках.
Эта технологическая революция существенно сказалась на детях, родителях и методах воспитания. Появились термины «гаджетомания» или «интернет-зависимость». В психологии и психиатрии интернет-зависимость считают патологией, относящейся к нехимическим аддикциям (зависимостям) с проявлением всех психофизиологических изменений поведения, выраженным дискомфортом при невозможности получить доступ к гаджету и интернету.
Проблема с каждым годом увеличивается в масштабах и вызывает озабоченность уже на государственном уровне: в 2023 году в Законе об образовании появился пункт о запрете использования телефонных гаджетов во время проведения учебных занятий.
Более уязвимая категория детей, конечно же, подростки, организм которых находятся в стадии активной гормональной перестройки.
В каких видах может проявляться интернет-зависимость?
Интернет-зависимость может проявляться в виде:
Компьютерной зависимости - навязчивым желанием играть в компьютерные игры.
Киберсексуальной аддикции - увлечении просмотром порнографических материалов, участии в приватных беседах «для взрослых», которые могут сопровождаться обменом интимными фотографиями, демонстрацией сексуальных девиаций.
Киберотношений - постоянном общение в мессенджерах и социальных сетях, которые заменяют офлайн общение со сверстниками или близкими.
Информационной алчности – некритичном поглощении информации различных веб-ресурсов, которое может сопровождаться ощущением «упущенных возможностей», если подросток лишен возможности воспользоваться интернетом.
Сетевой вовлеченности - участии в сетевых азартных играх и аукционах, желание постоянно совершать покупки в онлайн-магазинах, многочасовой выбор и складывание «в корзину» товаров, которые подросток даже не собирается покупать.
Как определить, есть ли у вашего ребенка интернет-зависимость?
Ваш ребенок подвержен интернет-зависимости, если у него проявляются:
1) полное сосредоточение на виртуальном контенте (интернет-игре, соцсети, информационном ресурсе), что называется, до самозабвения, до полного отключения от своих реальных потребностей и задач;
2) проявление беспокойства, повышенной раздражительности/агрессии или, напротив, депрессии, в случае прекращения доступа к гаджету/интернету;
3) постепенное увеличение времени, затрачиваемого на интернет-ресурсы, не связанные с решением реальных задач (выполнением школьных заданий). При этом ребенок скрывает от родителей количество реального времени, проводимого с гаджетом;
4) неспособность самостоятельно прекратить пользование гаджетом или сократить его продолжительность;
5) постепенный отказ от других занятий и потеря интереса к офлайн-увлечениям;
6) эффект «обезболивания» во время ухода в виртуальный мир - ослабление негативных эмоций (обиды, вины, тревоги и др.), вызванных отношениями в реальности;
7) снижение функциональности в работе, учёбе или реальных коммуникациях.
Цифровые технологии мешают детям развиваться или, напротив, помогают в развитии?
Цифровые технологии не хороши и не плохи. Всё зависит от того, как этим пользоваться. Если вместо того, чтобы подумать и порассуждать, ребёнок сразу спешит «загуглить», то это ограничивает его развитие.
А если он имеет задачу что-то узнать, докопаться до сути и ищет ответы в интернете, то это полезно.
Дети развиваются сейчас в условиях полного и открытого доступа к информации. Ситуация прямо противоположна той, в которой росло, например, наше поколение.
Но доступ к информации не гарантирует развития навыка поиска и переработки информации. Как раз, напротив, отсутствие информационного дефицита, к сожалению, не развивает, а может блокировать поисковую активность.
Чего не хватает современным детям 21 века, эпохи цифровых технологий?
Во-первых, информационной гигиены. То есть, способности выбирать информацию «под свои задачи» и игнорировать иную информацию. При некритичном восприятии информация может вызывать неконструктивные эмоции или просто «засорять» подсознание. Этим, например, пользуются манипуляторы - люди, которые хотят повлиять на наше мнение. Или люди, которые просто зарабатывают на просмотрах их контента.
Во-вторых, осознанного отношения к гаджетам. Понимания того, что гаджет – это инструмент для достижения твоих целей. То есть, «он для тебя», а не «ты для него». Нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда человек становится придатком гаджета.
Т.е. и в том и в другом случае фигурирует необходимость понимания ребёнком собственных целей или, хотя бы, понимание того, что для себя хорошо, а что вредно. Когда у человека нет своих целей, то, наверняка, его как средство будут использовать люди, у которых есть цель.
Какие меры нам помогут профилактировать или преодолеть зависимость от гаджетов?
- Установите правила и регламенты по месту и времени использования гаджетов для себя и ребенка наравне с другими запретами и ограничениями.
- Сами выполняйте эти правила! Согласитесь, трудно запрещать ребенку «зависать» в гаджете, если вы постоянно делаете это сами.
- Вводите правила «безгаджетного времени»: определите периоды времени, когда использование гаджетов запрещено, например, во время приема пищи, перед сном и, уж тем более, ночью. Ночью, например, гаджет находится в помещении, вне спальни ребенка.
- Предлагайте и поддерживайте альтернативы: поощряйте ребенка заниматься другими видами деятельности, такими как спорт, игры на улице, рисование или чтение книг. И участвуйте в таких активностях вместе с детьми.
- Помогайте ребенку осознавать его цели и ценности и соотнести с ними использование гаджетов. Объясните ребенку, в чём польза гаджета на собственном примере. Расскажите, как и в каких целях вы используете гаджет. Как он вам помогает в решении реальных задач и развитии.
- Обучайте ребенка цифровой грамотности: правильному и безопасному использованию интернет технологий. Разъясните ему истинные цели и ценности людей, вовлекающих ребенка в бесконтрольное пользование интернетом. И, конечно, объясните вредные последствия чрезмерного использования гаджетов.
Если у вашего ребенка всё-таки проявляется проблема с интернет-зависимостью, обратитесь к психологу. В случае проявления у ребенка психоэмоционального расстройства, можно обратиться к детскому психиатру.
Итак, наша реальность такова, что правила взаимодействия с гаджетами обязательно должны быть включены в систему воспитания. Только так мы можем предотвратить или преодолеть интернет-аддикцию.
Если статья была вам интересна, полезна, то ставьте лайк и подписывайтесь на подборку публикаций "Психология подросткам и их родителям"