История усадьбы Мураново — это история нескольких дворянских фамилий. Здесь до сих пор продолжают жить потомки бывших владельцев.
Дом из красного кирпича, напоминающий английский коттедж, был построен в 1842 году не архитектором, а знаменитым поэтом, другом Пушкина — Евгением Боратынским.
Мурановым владели, последовательно сменяя друг друга, четыре семейства, связанные родственными узами, – Энгельгардты, Боратынские, Путяты и Тютчевы. Каждое из них было причастно к литературной жизни России.
В 1816 году эта небольшая подмосковная усадьба была приобретена Екатериной Петровной Энгельгардт, женой отставного генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта.
В 1826 г. поэт Евгений Абрамович Боратынский (1800-1844) женился на старшей дочери Энгельгардтов Анастасии Львовне (1804-1860).
В 1837 г. его ближайший друг – литератор Николай Васильевич Путята (1802-1877) – стал мужем Софьи Львовны (1811-1883), младшей дочери Энгельгардтов.
В 1843 году Е.А. Боратынский отправился с женой и старшими детьми в заграничное путешествие, из которого ему не суждено было вернуться. Поэт скоропостижно умер в Неаполе в 1844 г. от разрыва сердца.
В 1850 г. имение по разделу имущества между сёстрами А.Л. Боратынской и С.Л. Путятой отошло во владение к последней. Путяты бережно хранили наследие поэта Боратынского. Для них Мураново всегда оставалось "страной поэта".
В 1869 г. дочь Путят Ольга Николаевна стала женой Ивана Федоровича Тютчева, сына поэта Ф.И.Тютчева.
Семейное предание гласит, что Ф.И.Тютчев однажды навестил семью своего сына в Муранове. Лишь после смерти поэта этому месту суждено было стать хранилищем его наследия. Так семья И.Ф. и О.Н. Тютчевых оказалась хранительницей культурного наследия двух поэтов Е.А.Боратынского и Ф.И.Тютчева.
Интерьер музея-усадьбы Мураново.
Вход в музей главного усадебного дома через это скромное неприметное крыльцо.
Библиотека – одна из самых уютных комнат мурановского дома с камином и выходом на балкон.
Имеются в библиотеке такие оригинальные предметы как телескоп XVIII века, шкаф-бюро того же времени со множеством ящичков и потайных замков и большие напольные часы с календарем
. Они изготовлены мастером Августином Мартэном и принадлежали Ф.И. Тютчеву.
Окна обрамляют декоративные драпировки, вышитые Эрнестиной Федоровной Тютчевой, женой поэта.
Кабинет двух поэтов.
В этой комнате с окнами на север, мягко и «сумеречно» освещенной, работал Е.А. Боратынский. В 1874 году здесь поместили обстановку петербургского кабинета Ф.И. Тютчева. С тех пор комната стала называться «Кабинетом двух поэтов».
На стене кабинета привлекает внимание живописный портрет Эрнестины Федоровны Тютчевой, второй жены поэта "женщины замечательной красоты и ума", по словам И.С. Аксакова. Он исполнен баварским художником Ф. Дюрком в 1840 году.
Портрет Элеоноры Ботмер, первой жены Фёдора Ивановича, написан неизвестным художником во второй половине 1820-х гг. Он передает всё обаяние этой милой и преданно любившей женщины, оставившей глубокий след в жизни поэта.
В 1873 году, после смерти Фёдора Ивановича Тютчева, его сын Иван Фёдорович перевёз в Мураново библиотеку, архив и личные вещи поэта. Был сюда перевезён и его письменный стол со столешницей.
Столовая.
Ниша с двумя «домашними колоннами» маскирует две двери: ранее одна вела на второй этаж в детские и гостевые комнаты, другая - в Коридор и далее в Буфетную.
Посереди комнаты стоит стол-сороконожка 40-ых годов XIX века. Вокруг него и около стен размещены стулья красного дерева павловской эпохи.
Столовую усадебного дома украшают портреты, старинная люстра, буфет с богатой резьбой и супница на поддоне в знак обеденного ритуала и благосостояния.
Большая гостиная .
У стены, прямо напротив камина, находится короткий и глубокий диван, именуемый по-французски «крапо». Он обшит полосами малинового бархата и вышивками шерстью по канве работы второй жены поэта Ф.И. Тютчева.
Так же обиты и две половинки каминного экрана.
Около дивана деревянный золоченный стол с доской из черного мрамора с видами Рима итальянской мозаичной работы начала XIX века.
Над диваном, помещен самый старый портрет собрания (неизвестный художник, 1740-е годы) - Н.Н. Кудрявцева, участника Полтавской битвы. Согласно семейному преданию, Петр Великий наградил его за храбрость оружием с клинком из дамасской стали. Ниже – большой пастельный портрет «Семейство Энгельгардтов».
Если в Большой гостиной разыгрывались любительские спектакли, сценой становился северный эркер, залом для зрителей – средняя часть.
У западной стены в середине – камин, над ним – зеркало в деревянном обрамлении.
Зеленая гостиная .
При постройке дома угловая комната по северному фасаду первого этажа предназначалась для спальни А.Л. Боратынской.
Потом, в течение нескольких десятилетий, она служила спальней С.Л. Путяте.
При создании музея Н.И. Тютчев устроил здесь Зеленую гостиную, названную по цвету обоев и обивки мебели.
Со времен А.Л. Боратынской здесь стоит киот работы мурановских мастеров. В нем находятся образа Богородицы начала XVIII века – «Казанская» и «Знамение».
О музее-усадьбе можно показывать и рассказывать очень много и долго.
Лучше, если есть силы и время съездить и посмотреть самим.
Пишите✍🏻, делитесь впечатлениями со мной, буду рада встрече🙂❤❤❤