Найти тему

"Дом-ковчег" с уникальными барельефами в Советске Калининградской обл. Обзор

Оглавление

Сегодня покажу вам один из интереснейших довоенных архитектурных объектов г. Советска, бывшего восточно-прусского Тильзита. Этот дом по ул. Капитана Гастелло, 21 широко известен и чаще всего обозначается в сети как "дом со зверями", потому что на барельефах изображены животные. Я называю его "ковчегом". Почему? Узнаете чуть позже. Автор версии "ковчега" - один из моих подписчиков в Дзене, который провел детство в этом доме. Я лишь немного ее развила.

Чуть истории

Дом был построен в 1928 г. как социальное жилье для чиновников городского магистрата. Межвоенное время в Германии (интербеллум) - период Веймарской республики (до 1933 г., прихода Гитлера к власти). После падения империи по условиям Версальского договора 1919 г. Германия была обязана выплачивать серьезные контрибуции, денег в стране не было, пришлось туже затянуть пояса - и это коснулось всех сфер жизни, в т.ч. и жилого строительства.

Дом с рыцарем - образец имперского доходного дома конца 19 века
Дом с рыцарем - образец имперского доходного дома конца 19 века

Если империя воплотила себя в доходных домах с богатым декором фасадов, огромными квартирами, толстыми стенами, высокими потолками и окнами, широкими и высокими дверными проемами, то в период Веймарской республики от имперских масштабов и пафоса пришлось отказаться. В межвоенных жилых домах квартиры меньше, стены тоньше, потолки ниже и т.д.

Жилой массив в г. Советске на ул. А. Толстого, построен в первой половине 1930-х как социальное жилье для полицейских
Жилой массив в г. Советске на ул. А. Толстого, построен в первой половине 1930-х как социальное жилье для полицейских

Вроде бы все стало хуже, но именно в этот период строится много жилья, в т.ч. социального (микрорайоны, поселения, городки).

Городок им. Карла Легина в Берлине. Архитектор Бруно Таут. Фото из сети
Городок им. Карла Легина в Берлине. Архитектор Бруно Таут. Фото из сети

В сфере жилой архитектуры работают такие признанные мастера, как Бруно Таут, школа "Баухаус" и т.д. Многие немецкие планировщики и архитекторы в 1920-1930 гг. едут в Советский Союз и строят там соцгорода.

Жилой микрорайон "Пестрый ряд" в Инстербурге, ныне Черняховск в Калининградской обл. Архитектор - Ганс Шарун. Фото из сети
Жилой микрорайон "Пестрый ряд" в Инстербурге, ныне Черняховск в Калининградской обл. Архитектор - Ганс Шарун. Фото из сети

Несмотря на социальную ориентированность жилого строительства уровень бытовой комфортности выше, чем в доходных домах конца 19 - начала 20 вв. Прежде всего, это касается санузлов. В имперских домах, построенных до начала Первой мировой, чаще всего помещений для санузлов нет вообще, ванны устанавливаются в кухнях, а туалет, общий для квартир одного этажа, находится на площадке между этажами, а то и вовсе во дворе. В межвоенных домах санузлы обязательны, они совмещенные, иногда даже с окном.

Квартира в поселке Хуфайзен (округ Нойкельн, Берлин). Построен в 1928-1933 гг. Архитектор Бруно Таут
Квартира в поселке Хуфайзен (округ Нойкельн, Берлин). Построен в 1928-1933 гг. Архитектор Бруно Таут

Планировки тоже стали другими. На смену круговым и коридорным планировкам квартир в имперских доходных домах приходят "квадратные" планировки межвоенного времени: "центром" квартиры является прихожая (холл), в которую выходят двери всех помещений (впрочем, иногда бывают и совмещенные комнаты). В обозреваемом нами доме именно такие планировки. "Дом-ковчег" - прекрасный образец жилого строительства периода Веймарской республики.

-7

Обзор

Дом находится в Советске, на ул. Капитана Гастелло, 21. Это нынешний Заозерный район г. Советска, который в начале 20 века в Тильзите застраивался по типу "города-сада" (как Амалиенау в Кенигсберге).

В доме 8 подъездов, он вытянут вдоль ул. Капитана Гастелло и в плане изогнут в форме... ковчега (на скрине с Яндекс.Карт ниже он называется "дом со зверями").

Скриншот с Яндекс.Карты
Скриншот с Яндекс.Карты

Изначально с улицы (южная сторона) дом был обнесен кирпичным ограждением с деревянными вставками (ниже - довоенное фото).

Источник изображения: сайт Бильдархива Восточной Пруссии
Источник изображения: сайт Бильдархива Восточной Пруссии

На сегодня старое ограждение кое-где сохранилось, но очевидно требует замены, хотя местами довольно крепкое. На фото ниже - тот же участок дома, что и на довоенном фото выше, но в наши дни.

-10

За ограждением - палисадники и огородики. К подъездам от тротуара улицы ведут дорожки, мощеные плиткой (сохранились).

-11

Фасад привлекает внимание фактурной штукатуркой (по большей части довоенная сохранилась) и краснокирпичной фактурной кладкой в облицовке (характерная особенность кирпичного экспрессионизма).

-12

Подъездные двери по изначальному проекту были такими:

-13

Кое-где сохранились старые подъездные двери, но, как видите, после войны остекление частично заменено фанерой. Также в двух местах обнаруживаем довоенные окна с мелкой расстекловкой, которая не только является элементом декора фасада, но удобна и практична (при разбитии гораздо проще заменить маленькое стекло, нежели огромный стеклянный массив нынешних пластиковых окон).

-14

Барельефы, украшающие порталы входов в подъезды, притягивают взор. Об их значении поговорим ниже, а теперь обойдем дом и заглянем во двор.

-15

Это северная сторона, поэтому никаких палисадников - только булыжное мощение и узкие тротуары вдоль дома, не дожившие, к сожалению, до наших дней. Дворовый фасад отличается от уличного.

-16

Прежде всего - рядами тройных ленточных окон, за которыми скрываются подъездные лестницы.

-17

В доме сохранилось много аутентичных деталей. Например, ленточные оконные переплеты. Они съемные: можно и сейчас открыть задвижки и снять переплет - чтобы помыть или летом для проветривания. Обратите внимание на подоконники.

-18

Во дворе сохранились довоенное булыжное мощение и люки ливневой канализации (вогнутые решетки).

-19
Умышленно почти не показываю вам подъезды. Почему? Приезжайте - увидите сами ) Дом-ковчег - обязательный объект посещения на моих экскурсиях по Советску.

Ковчег с барельефами

Так почему все-таки ковчег? Посмотрите на барельефы, которые все вам объяснят. Кстати, из моих многочисленных гостей только двое ответили на вопрос: над какой тематикой работал скульптор? Я. конечно, подсказываю: библейский сюжет ) Но все же мы очень далеки от этого - видимо, гораздо дальше, чем среднестатистический тильзитец-протестант образца 1928 года.

-20

Первый и кажущийся очевидным ответ на мой вопрос: дети, джунгли. Говорю: это не дети, это "наивное", упрощенное изображение взрослых людей, характерное для экспрессионизма.

-21

Ответ на самом деле прост: тема барельефов - собирание сыновьями Ноя на ковчег "каждой твари по паре". Очень элегантная версия и, на мой взгляд, более других имеющая право быть верной. Все должно быть со смыслами: не просто скульптор взял да налепил "детей в джунглях", но подвел библейскую основу. Причем, это не какое-то важное административное или общественное здание, а социальный жилой дом в маленьком городке на севере восточной германской провинции, даже не в Кенигсберге.

«Ноев ковчег». Художник Эдвард Хикс, 1846. Изображение из сети
«Ноев ковчег». Художник Эдвард Хикс, 1846. Изображение из сети

Думаю, что в пользу данной версии говорят и симметричные вертикальные ряды барельефов по краям порталов:

-23

Посмотрите, с каким испугом смотрят животные в сторону от дома. Для них дом - ковчег, который спасет от потопа и даст надежду на продолжение жизни. Дом для его обитателей-людей - ковчег, безопасное место, где спасаются от войн и разрушений внешнего мира (потопа). В галерее ниже - 4 фото.

Как вам версия? Мне кажется, очень красиво и все объясняет. Хотите увидеть барельефы дома-ковчега и подробно осмотреть этот замечательный архитектурный объект? Приезжайте! Всегда рада гостям - покажу старый Тильзит в деталях )

Читайте также: