Обзор немецких медиа
🗞(+)Die Zeit в статье «Хочет ли Путин испытать НАТО?» рассказывает, что Россия наступает на поле боя, Украина терпит поражения, а Запад колеблется. Три возможных сценария развития событий. Уровень упоротости: повышенный 🟠
В украинских правительственных кругах в эти дни циркулирует история с фронта. Украинский солдат скрючился в грязном окопе на Донбассе, не глядя вперёд на врага, а уставившись в свой смартфон. Солдат нажимает кнопку обновления, надеясь на свежие новости из Вашингтона о том, что США наконец-то выделят миллиарды на помощь украинской армии, о которой спорят уже несколько месяцев.
Но новости не приходят. Вместо этого приходят русские.
Спустя два года после начала войны на Украине ситуация на фронте выглядит удручающе. Русские отразили украинское контрнаступление и захватили Авдеевку, второй после Бахмута символический городок на Донбассе. Никогда ещё за последние два года ситуация не была такой плохой, говорят высокопоставленные украинские политики за закрытыми дверями. Настроение в подразделениях, противостоящих русским, прямо-таки «депрессивное». Слишком мало оружия, слишком мало солдат. Слишком много поражений.
Самоуверенность Кремля возвращается. В период острой слабости Украины и неопределённости на Западе российская стойкость поставила Владимира Путина в сильное положение - настолько сильное, что политики, военные эксперты и офицеры разведки из Европы, Украины и США обсуждают за кулисами сценарии, выходящие далеко за пределы прежних линий фронта. Сценарии, направленные не только против Украины, но и непосредственно против НАТО - потому что, с точки зрения России, этот год станет уникальной возможностью проверить, насколько функциональным на самом деле является западный оборонный союз. Что, если Путин захочет большего?
На самой северо-восточной оконечности Польши находится участок земли вокруг небольшого городка Сувалки, который американский журнал Politico однажды назвал «самым опасным местом в мире». Коридор, известный на жаргоне НАТО как «Сувальский коридор», с автомагистралью, просёлочной дорогой и железнодорожной веткой, имеет ширину около 100 километров и является своего рода узким местом между странами Балтии и остальной Европой, граничащей с Белоруссией на востоке и российским эксклавом Калининградом на западе. Если бы Кремль хотел проверить, насколько мускулистым и быстро реагирующим является НАТО, когда раздаются тревожные сирены, «Сувалкский коридор» был бы наилучшим местом для этого.
В конце концов, в Калининграде живёт около полумиллиона россиян, которые ежедневно снабжаются поездами, идущими на запад из России. Путин неоднократно обвинял литовское правительство в задержке поездов, саботаже поставок и изоляции российского эксклава. Предлог для наступления российских войск с целью защиты российского эксклава может быть найден в любой момент.
Так что если российские танки вступят на литовскую территорию - разумеется, только для того, чтобы обеспечить поставки в Калининград, подмигивает пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков, - как отреагирует НАТО?
«Самый эффективный способ развалить НАТО - это вторгнуться на небольшую часть натовской территории, а затем остановиться и сказать: вы действительно хотите рисковать ядерной войной из-за этого?» - говорит Бен Ходжес, бывший командующий силами США в Европе.
Российское наступление на территорию одной из стран НАТО приведёт в действие статью 5 натовского договора, которая предусматривает, что все государства должны оказывать помощь стране, подвергшейся нападению. Магия НАТО исходит из сдерживания, его сила - из веры в то, что кавалерия придёт, если возникнет пожар, где бы он ни был. «Россия сдерживается именно благодаря абсолютной силе статьи 5», - говорит бывший генерал Ходжес. Именно поэтому несколько батальонов армии США размещены в странах Балтии. А бундесвер в настоящее время строит немецкую бригаду, которая должна быть завершена к 2027 году и будет играть центральную роль в защите Балтийского региона в рамках НАТО.
Но в этом суперполитизированном 2024 году, когда в июне состоятся европейские выборы, а в ноябре - выборы в США, ничто не кажется определённым. Дональд Трамп публично говорил о том, что не хочет защищать все страны НАТО, не говоря уже о странах Балтии. Если бы он победил на выборах, стал бы он смотреть, как Россия поглощает несколько квадратных километров Литвы и отрезает страны Балтии от остальной Европы? И стали бы немецкие солдаты защищать страны Балтии без американской поддержки, встали бы на пути наступающих русских или даже открыли бы по ним огонь?
В этом году на руку русским сыграли сразу три обстоятельства: помимо выборов в США, вялое начало производства вооружений на Западе и почти пустые запасы боеприпасов украинской армии, которые, вероятно, будут израсходованы к лету без пополнения. Такие страны, как Дания, уже отправили на Украину последние артиллерийские запасы. На Мюнхенской конференции по безопасности премьер-министр Дании Метте Фредериксен призвала других европейцев последовать её примеру. Уравнение, которое может понравиться Путину, выглядит следующим образом: больше никаких боеприпасов на Украине, больше никаких боеприпасов в Европе, больше никакой помощи от США. Во второй половине года может разразиться идеальный шторм.
И если страны Балтии, которые Путин считает исторически частью России, были недостаточно серьёзной проблемой, то западные военные эксперты уже не считают невозможным российский прорыв на Украине с последующим продвижением к Киеву, например, на Донбассе, где русские недавно захватили несколько хорошо развитых оборонительных позиций украинской армии.
Битва за Авдеевку, небольшой город в Донбассе к северу от Донецка, показывает, как изменился баланс в последние недели. В течение нескольких недель русские волна за волной бросались на защитников, и каждый раз их отбивали украинцы. По оценкам военных экспертов, на одного украинского солдата приходилось шесть россиян, и потери в живой силе, похоже, не имели значения [эксперты-то, поди, были британскими? 😀 — прим. «Мекленбургского Петербуржца»]. Российский блогер Андрей Морозов утверждает, что только в битве за Авдеевку погибло 16 000 российских солдат [кто это, Андрей Морозов, и почемы он является истиной в последней инстанции? — прим. «М.П.»]. Около двух недель назад руководство украинской армии наконец отдало приказ об отступлении перед лицом подавляющей силы.
Число погибших в этой войне исчисляется десятками тысяч; по неопубликованным пока данным наблюдателей, только с российской стороны погибли 80 000 солдат и более 300 000 получили ранения (цифра в 31 000 погибших украинцев, которую признал на выходных президент Украины Владимир Зеленский, также считается западными аналитиками значительно заниженной). Несмотря на такие жестокие потери, российская армия в настоящее время мобилизует больше новобранцев, чем гибнет на поле боя. По оценкам, в этом году армия даже увеличится на 150 000 - 200 000 солдат. Даже подразделения, находящиеся вдали от фронта, в настоящее время пополняются личным составом. Россия перешла на военную экономику: около 8% ВВП напрямую направляется в военную машину. Наблюдатели полагают, что через два-три года русские достигнут поставленной ими самими цели - 1,5 миллиона действующих солдат под ружьём.
С точки зрения Запада, часто упускается из виду, что Кремль также создаёт альянсы. По информации DIE ZEIT, только из Северной Кореи российская армия получила более миллиона снарядов - столько, сколько вся Европа вместе взятая поставила перед собой целью поддержать Украину весной прошлого года (только для того, чтобы год спустя признать, что не удалось доставить и половины). Другие источники предполагают даже значительно больше. Русские также используют баллистические ракеты Hwasong-11 из Пхеньяна - современное оружие малой дальности, способное нести 500-килограммовую боеголовку на расстояние до 700 километров и наносить смертельный ущерб. С начала года над Украиной упало, по некоторым данным, около 30 таких ракет. Радиоэлектронная борьба русских считается высокоэффективной, а их ядерный арсенал был частично модернизирован. За два года войны Россия стала сильнее, а не слабее в военном отношении.
Остаётся сценарий № 3 - Молдова, бывшая советская республика на юго-западе Украины, которая хотела бы вступить в Европейский союз. В одной из частей Молдовы, в Приднестровье, есть жизненно важное русское меньшинство, которое привержено России и готовится провести референдум о присоединении к России. И, конечно, российская армия бросится на помощь, чтобы защитить меньшинство, находящееся под угрозой. Молдова не является членом НАТО, и аннексия Приднестровья не приведет в действие статью 5 - но это станет испытанием для Запада. Процесс был похож на тот, что произошёл в Крыму в 2014 году.
Это лишь сценарии. Никто не знает, что задумал Путин. Но некоторые из этих сценариев ближе, чем кажется.
Расстояние от Сувалок до Варшавы составляет всего 246 километров. Расстояние до Берлина - 649.
Автор: Хольгер Штарк. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: «…и Томми изо всех сил молится, чтобы Роскошный Джордж поскорее очнулся. А если не молится, то ему бы, *****, следовало этим заняться!» © Snatch