Найти тему
Нина Писаренко. Из жизни

Когда день рождения раз в четыре года

- Константин, с днём рождения! Как относитесь к тому, что он у вас, к сожаленью, только раз в ... четыре года?

- Спасибо. Абсолютно спокойно – отмечаю 1 марта.

- А когда впервые осознали, что с вашим днём рождения что-то не так?

- Лет в шестнадцать. В моем детстве было не принято отмечать дни рождения, поэтому и вопросов относительно того, что родился 29 февраля, не возникало.

- А как с юбилеями? Даты все-таки требуют к себе особого отношения, согласитесь.

- О, это довольно любопытно. Двадцать лет исполнилось, когда был студентом, и этот первый взрослый юбилей отметил просто торжественным настроением. Сорок лет мужчинам не принято отмечать с размахом, и я не стал ломать традицию. А вот шестьдесят лет отпраздновал – восемь лет назад, день в день. Собрались дружной компанией, сначала с коллегами и единомышленниками, потом дома. Теперь осталось ждать 80-летия и 100-летия (улыбается -
авт.). Остальные круглые даты и даже такой красивый 50-летний юбилей пришлись на 1 марта.

- Мама, наверное, переживала, что «наградила» вас столь редким днём рождения?

- Было немного. Родила меня около десяти часов вечера и очень просила врачей, чтобы датой рождения поставили 1 марта. Отказали и – категорически, дескать, не положено.

Константин Ламчановский.
Константин Ламчановский.

Вот на такой ноте вчера начался у меня разговор с удивительным человеком, Константином Ламчановским, который возглавляет областную организацию Белорусского товарищества инвалидов по зрению. Повод, как вы догадались, – его день рождения, а конкретно: 29 февраля. Но акцентировать внимание только на этом факте будет неправильным, тем более, что я, наверное, вас заинтриговала, назвав своего собеседника удивительным человеком.

Дело в том, что с раннего детства у Константина проблема со зрением, – он практически незрячий. Когда пришло время идти в школу, его отдали в школу-интернат для слепых и слабовидящих детей, которая находится в соседней области, и до самого выпуска мальчишке пришлось жить и учиться вдали от семьи. По всем статьям это была школа жизни, которую окончил на «отлично», – в аттестате одни пятерки.

В ведущий вуз страны, Белгосуниверстет, поступил с первой попытки – все четыре вступительных экзамена сдал тоже на «5». Выбрал, кстати, юрфак, где тогда был самый большой конкурс. Их, таких уникумов, было всего двое из курса. Представляете, качество обучения в школе-интернате на периферии!!!

Как учился? Во-первых, память у него феноменальная, схватывал все на лету. Во-вторых, студенты подобрались отзывчивые, охотно помогали, хотя никого лично не просил о помощи. Полагался на себя, записывая лекции по Брайлю.

- Я так быстро стучал, – рассказывает Константин, – что меня прозвали пулеметчиком. Был активным на семинарских занятиях, слушал всех и, проанализировав услышанное, подводил итог. А на третьем и четвертом курсах выручал ребят, когда надо было заболтать преподавателя, – у меня это получалось лучше всех и по делу.

Парню прочили преподавательскую карьеру, и он, действительно, десять лет преподавал право в одном из вузов, куда получил распределение. В пресловутые 90-е годы жизнь пошла совсем по другой стезе – Константин вернулся в родной город, где возглавил предприятие для слабовидящих. И было ему (минуточку!) всего 34 года.

Объяснять, какое было время, никому не надо, но работу директора характеризуют даже два факта. Когда спустя двадцать лет уходил с поста на выборную должность, ни один из работников предприятия не стоял в очереди на жилье – все нуждающиеся были обеспечены. Второй факт впечатляет не меньше – за все эти годы на предприятии ни разу не задержали зарплату. Вы можете представить, чего это стоило директору в 90-х?!

Они тогда выпускали электротехническую продукцию, с которой имели доход, и товары народного потребления, что обеспечивало занятость. Работу нужно было организовать так, чтобы качество соответствовало стандарту (а представьте, что это были, например, высоковольтные предохранители, которые изготавливали незрячие люди), гарантировалась электробезопасность объектов, куда поставлялись изделия, и техника безопасности на производстве.

- Хорошо помню, когда мне сообщили, что один из рабочих ступил в ванну с каустической содой, – вспоминает Константин. – У меня едва не случился инфаркт при одной мысли, что с человеком может случиться. К счастью, тревога оказалась ложной, сода только попала немного на сапоги.

То, что именно Константина в 2010 году избрали на должность председателя областной организации Белорусского товарищества инвалидов по зрению, отнюдь неслучайно – коллеги по несчастью оценили его деловые и человеческие качества. Организация объединяет 1300 человек – каждого третьего в области с такой проблемой, являясь чем-то сродни профсоюзу.

- Решаем все вопросы, с которыми сталкиваются инвалиды по зрению, – делится Константин, – начиная от приобретения средств реабилитации и заканчивая поиском работы.

Председатель давно на «ты» с современными информационными технологиями, отсюда и появление в городском общественном транспорте речевых информаторов, необходимость которых доказал и властям, и руководству транспортных организаций. Благодаря ему в городе появился озвученный маршрут для незрячих людей, и работа в данном направлении продолжается.

Сейчас Константин вместе со своими соратниками готовятся к 100-летию БелТИЗа (отмечается в ноябре). А в сентябре юбилейная дата у него самого – 50-летие трудовой деятельности. После всех торжеств планирует сложить с себя полномочия.

- Жена давно просит, чтобы вышел на пенсию, – признается Константин, – и поберег себя.

С женой, кстати, познакомились в студенческие годы. Несмотря на свою проблему, парень пользовался популярностью у девушек – высокий, видный. С Тамарой жили в одном общежитии, она училась на филфаке. Поближе познакомились на танцах, слово за слово разговорились, стали общаться.

- Если честно, заметила меня Тамара, – улыбается Константин. – И выбрала, потому что выбирает именно женщина, что бы там ни говорили мы, мужчины.

Поженились, когда девушка окончила учебу, – Константин в это время уже работал по распределению. Супруги вместе не один десяток лет, вырастили замечательную дочь, которая подарила им двоих внуков. Так что тот давнишний Костик, за которого душой болела мама, состоялся во всех ипостасях.

- Не боитесь, что на пенсии будет нечем заняться? – интересуюсь напоследок.

- Что вы? – искренне изумляется мой собеседник. – Меня столько всего привлекает, что не знаю, хватит ли времени. Это и шахматный клуб, и клуб эрудитов, и художественная самодеятельность, и волонтерство, и театр, и филармония, и аудиокниги... Дача, наконец! Это в основном вотчина жены, но вбить гвоздь или ввернуть шуруп я могу и хочу.

В этом перечне особое место занимает все, что касается здоровья. Константин с женой ездят в санатории, и отдых предпочитают активный. У него и сейчас утро начинается с получасовой зарядки, вернее, не так – со стакана воды, за которой следует зарядка. Питаться стараются правильно – в рационе обязательны, например, свежевыжатые соки.

Несколько лет назад, вернувшись из санатория, Константин выбрал для себя диету – есть, как и раньше, все, но понемножку, а ужинать не позднее 18 часов. Придерживается этого правила и сейчас, что помогает сохранять форму. А тогда, поначалу, похудел и постройнел на глазах. Смеясь, рассказывает, как возмущалась жена, потому что пришлось поменять почти весь гардероб.

Я понимаю, что возмущалась она любя, по-хорошему удивляюсь этим людям, которые сумели сохранить чувства и интерес к жизни, и радуюсь за них. А еще думаю - что в противовес общепринятому мнению таких людей, как Константин, надо называть людьми с неограниченными возможностями.

***
Напоследок еще одна история. Очень любопытная, на мой взгляд. В начале 2000-х Константин с женой приехали в Москву к дочери. Чтобы добраться до нее, взяли такси. Таксист оказался из приезжих, которых тогда появилось много, и города не знал. Навигаторов, естественно, еще не было. Начали плутать, пока инициативу в свои руки не взял Константин.

Он объяснял, как ехать, на что ориентироваться, и водитель подчинялся. Когда добрались до места, жена, протягивая деньги за проезд, сказала:

- А вы знаете, что вас вёл по городу практически слепой человек?

- Как? Не может быть! – таксист был в шоке и, спохватившись, отвел руку с деньгами в сторону. – Не надо платить. Спасибо, дорогой.

...Деньги за проезд все-таки оставили. А на вопрос, как ему удалось стать «навигатором», Константин отвечает:

- Благодаря сочетанию опыта, знания и логики. В Москве приходилось бывать по работе, и я всегда просил, чтобы мне описывали тот или иной маршрут. Расположение улиц знал и представлял, в момент поездки оставалось только включить логическое мышление...

И снова Константин.
И снова Константин.

Спасибо, что были со мной и моим удивительным героем.
#деньрождения #незрячийчеловек #счастьежить