Найти в Дзене
Загадки мира

Ватикан перед лицом загадки инопланетного разума

Оглавление

Что думает нынешний католицизм о существовании жизни на других планетах? За последние восемьдесят лет феномен НЛО поставил под сомнение основные догмы Святого Престола. С другой стороны, как политический институт, он исследовал это явление с максимальной осторожностью.

Николай Коперник остановил Солнце / И тем самым дал толчок Земле / Подарив новое видение", - провозгласил в 1974 году епископ Краковский (Польша) перед могилой знаменитого астронома и его соотечественника, отмечая 500-летие со дня его рождения. В то же время, к удивлению присутствующих, он вспомнил и других мыслителей прошлого, в том числе итальянца Джордано Бруно (1548-1600), который оказался на костре за свои идеи.

Преступление Бруно, в общих чертах, заключалось в открытом утверждении, что
могут существовать другие планеты с собственной разумной жизнью. Инквизиция сочла эту мысль пагубной, вердикт, который вышеупомянутый епископ по имени Кароль Йозеф Войтыла хотел вызвать в книге стихов. В своей Пьетре Ди Люс (Liber Vaticanum, 1979) он стремился не к чему иному, как к пониманию, основанному на прощении и терпимости, к новому космогоническому видению.

Чтобы лучше понять масштабы этого жеста, необходимо сначала принять во внимание один из тезисов, действовавших с момента зарождения католической религии. Человек, созданный по образу и подобию Бога из абсолютной пустоты, в одиночку населяет вселенную непостижимыми мотивами, о которых никто не знает. Согласно Священному Писанию, когда
Адам появился на Земле, он не нашел никого, кроме себя, пока Создатель не решил создать ему компанию.

В такой перспективе немыслимо существование других живых - и разумных - существ, населяющих далекие миры и имеющих другой внешний вид.
Монсеньор Войтыла, не подвергаясь преследованиям за ересь, даже не мог представить, что через несколько лет это заявление приведет его к папскому престолу в качестве Иоанна Павла II.

Упомянутая история рассказывается для того, чтобы познакомить нас с предпоследним актом малоизвестной и менее обсуждаемой полемики среди любителей уфологии.
Множественность обитаемых миров, твердым сторонником которой считался вышеупомянутый Папа, представляет собой один из самых острых вопросов современной теологии. Достаточно сказать, что взгляды на эту тему формируют необычную - и порой неожиданную - перспективу.

Иоанн Павел II
Иоанн Павел II

Эволюция мышления

Период правления Иоанна Павла II и его отношения с уфологией представляют уникальный интерес в двух отношениях. Во-первых, именно в этот период произошли самые вопиющие проявления и противоречия, известные на сегодняшний день. Ему, как видимому главе своей Церкви, потребовалось почти два десятилетия, чтобы принести извинения мудрецам, упомянутым в самом начале, буквально попросив прощения за ошибки прошлого. Таким образом, постулаты Бруно и других - как предполагается - обрели полную силу.

Во-вторых, идеологическая ориентация, которой придерживался папа Войтыла, отражала развитие его впечатлений по этому вопросу в процессе богословской подготовки. Уже в студенческие годы он наблюдал странные явления на небе. Разумеется, его наблюдения были отвергнуты как глупость самими руководителями Теологического факультета в Кракове, о чем ему напомнили в начале его пребывания на посту, хотя впоследствии это было забыто.

Любопытно, что это время совпало с наступлением так называемой современной эры уфологии, около 1948 года. В то время
католическая церковь не теряла времени и отрицала существование летающих тарелок и их обитателей, считая это ошибкой. Тем не менее будущий папа счел неизбежным познакомиться с работами других мыслителей о "космических гостях", в том числе и священнослужителей. Уже в первой главе Первого Ватиканского собора (1870) проводится различие между земной и духовной жизнью, которые идут разными путями. Если первая ограничена землей, то вторая может возникнуть и в других местах по прихоти непостижимых замыслов, выходящих за рамки человеческого разума. Более того, самые новаторские течения переосмыслили и саму Библию, теоретизируя о божественном присутствии и вездесущности его творения.

Однако эксперты-богословы утверждают, что явные упоминания о внеземной жизни отсутствуют в Священном Писании - не говоря уже об апокрифических изданиях. В некоторых нетипичных эпизодах, таких как вознесение
пророка Илии или видения Иезекииля, на сцену выходят ангелы - существа, чье поведение и внешний вид отнюдь не принадлежат нашему миру. Однако следует помнить, что Церковь и сегодня не подтверждает и не отрицает их существование.

В связи с этим в 1954 году в издании Ecclesia появилась статья под названием "Может ли Библия прояснить тайну НЛО", в которой приводились довольно загадочные данные. Аналогичные размышления двумя годами ранее предложил журнал Civilita Catholica, издаваемый Обществом Иисуса, в статье "Теология и возможность существования обитателей на других планетах". Его выводы сводились к тому, что инопланетяне не подвержены первородному греху, а значит, живут в настоящем космическом раю.

Тейяр де Шарден
Тейяр де Шарден

Примерно в то же время высказывались не менее дерзкие взгляды. Богослов, химик и палеонтолог Тейяр де Шарден высказал в Нью-Йорке свою особую позицию по поводу загадки. Он утверждал, что наш мир - единственный источник жизни во Вселенной и что только здесь произошел знаменитый грех. Но это было бы унизительно, - предупредил он, - потому что создалось бы впечатление, что мы хотим спасти догму, укрываясь от неизбежного".

Не обошлось и без еще более экстремальных впечатлений. Например, мнение британского священника
Эрика Инглсби, который в воскресной проповеди весной 1955 года осудил опасность, исходящую от НЛО. "Как психический феномен он опасен в своем духовном аспекте, внушая ложные убеждения", - говорил он своим верующим. По его словам, предполагаемые космические корабли пропагандируют овладение душой человека даже через похищения людей, называя их вредными для общества.

Бурные шестидесятые

В течение следующего десятилетия мы видим, как тогдашний кардинал Войтыла начинал свою епископскую карьеру, когда Святой Престол переживал серьезный социальный кризис. Открыто выступить за или против определенных тем означало заявить о себе в очень деликатный момент, на фоне вьетнамского конфликта и блоковой политики. Вот как польский священник решил это понимать, отделив дипломатию от более духовных аспектов.

"Ватикан - суверенное государство, которое в первую очередь занимается политическими делами, оставляя теологию в стороне", - подчеркивает Хосеп Хиль, бывший профессор этой дисциплины в Высшем институте религиозных наук в Барселоне. Регентство Иоанна XXIII, с которым польский кардинал был близким другом, позволило ему из первых рук узнать человека, который - стоит отметить - обновил господствующую доктрину с намерением привести Святой Престол в соответствие с современными требованиями.

Помимо поощрения диалога с другими религиями, Иоанн XXIII серьезно относился к возможности контакта с иными разумными существами, как "земными", так и нет. "Как мал был бы Бог, если бы, создав эту огромную Вселенную, мы были единственными, кто ее населяет", - восклицал он своим самым доверенным помощникам. Войтыла робко пытался следовать этой линии поведения, завоевывая доверие преемника
Павла VI.

Папа Иоанн XXIII
Папа Иоанн XXIII

Доказательством этого стало его участие во Втором Ватиканском соборе (1964 г.), участие в разработке официального документа, в котором понятие "универсальности" жизни встречается во многих абзацах. Но в воздухе витали и другие концепции, которые могли бы дополнить такое утверждение, защищенные обычной ватиканской секретностью, за исключением незначительных деталей; несколько материалов ультраконсервативного сектора были добавлены к окончательному проекту рукой немецкого священника Ратцингера.

Помимо внутренних маневров между обновленцами и реакционерами, инопланетный вопрос обсуждался в параллельной борьбе. "Согрешили ли инопланетяне так же, как мы? Впали ли они в искушение?" - задавался вопросом в те дни священник-иезуит и астроном Бенито Рейно. "Если внеземные существа нуждаются в искуплении, мы должны дать им его". Не прошло и нескольких недель, как галльский еженедельник Le Figaro предложил опрос теологов разных религий на эту тему.

Полный текст, озаглавленный "Si los astros estuvieran habitados" ("Если бы звезды были обитаемы"), был опубликован в Испании издательством Ediciones Fomento de Cultura. За исключением представителя католической церкви, все респонденты сошлись во мнении о существовании жизни на других планетах, хотя и с некоторыми нюансами. Ответ традиционной точки зрения не заставил себя ждать: "Не удивляйтесь, если для классического сектора
НЛО - это проекция дьявола, чтобы запутать людей", - осудил каноник Диего Р. Вьехас, юрист и профессор философии права в Национальном университете Росарио (Мексика).

На самом высоком уровне официальное коммюнике еще не было опубликовано. Перед своей смертью в 1978 году Павел VI поручил избранным лицам решить дилемму: сообщать или нет о прибытии инопланетян, если это произойдет, перед лицом общества, которое он считал плохо подготовленным к такому событию. Нет никаких доказательств того, что кардинал Войтыла входил в эту небольшую группу, хотя через несколько месяцев он взошел на папский престол и придерживался аналогичной линии.

Сенсационные утечки

Вознесенный на вершину, Иоанн Павел II, как показывает новейшая история, был вынужден направить свое апостольское служение на решение более насущных проблем. Начнем с того, что генная инженерия и новые информационные технологии были событиями, нежелательными для официальной ортодоксии. Что касается феномена НЛО, то его оттенки в итоге были императивно радикализированы, что усилило диссидентство, бросившее вызов сокрытию, которое, казалось, навязывалось из Рима.

С этой точки зрения утечки в СМИ стали обычным тонизирующим средством, чтобы сделать очевидным такое необычное несогласие.
"Если они реальны, они могут быть ближе к Богу, чем мы, и направлять нас", - утверждал испанский доминиканец Антонио Фелис в своем радиообращении в конце 1970-х годов. В то время началась вышеупомянутая связь между ангелами и инопланетянами, которую почти всегда ставили под сомнение представители, связанные с Обществом Иисуса.

Сама фигура Христа также не избежала критического изучения. Из космического гостя в восьмидесятые годы он всего за десять лет превратился в космического искупителя, породив новые и нерешительные предположения. Иезуит
Р. Мараков в беседе, состоявшейся в 1996 году с несколькими информационными агентствами, открыто поднял вопрос о том, проживал ли в каждом возможном обитаемом мире специальный спаситель, мотив, который побудит к контакту с внеземными сущностями, чтобы выяснить это.

Отец Антонио Фелисес
Отец Антонио Фелисес

Неоднократные ссылки на орден, основанный святым Игнатием Лойолой, в предыдущих абзацах, рискуя наскучить читателю, вполне оправданы. Не зря так называемые иезуиты представляют собой источник оппозиции, который едва контролируется Коллегией кардиналов. В связи с этим ровно 20 лет назад начали распространяться слухи на несколько ступеней выше. На страницы таблоидов попала информация о том, что группа священников-иезуитов ищет способы катехизации инопланетян на скрытом объекте в США. В то же время их помощь должна была стать доказательством существования Бога.

Если эта информация была противоречивой, то скандальный "Доклад Купера" (текст, разоблачающий действия мифического комитета Majestic-12 из Интернета) развязал еще большие споры. Согласно его содержанию, правительство США во главе с президентом Эйзенхауэром в 1956 году обратилось в Ватикан за советом по поводу происхождения НЛО. Короче говоря, они опасались, что
НЛО и их пилоты являются "божественными", что чревато последствиями их преследования.

Если верить вышеприведенным пунктам, то стоит помнить, что любые подобные действия должны быть сначала санкционированы высшими церковными властями. То есть одобрены самим Папой - Иоанном Павлом II до марта 2005 года - после ознакомления с мнением экспертов. В конце концов, Ватикан обычно решает особо спорные вопросы через комиссии, которые, разумеется, собираются в строжайшей тайне за спиной человечества.

Сохранится ли молчание?

"Для католической церкви все, что не свято, то секретно", - иронично замечает перуанский писатель Эрик Фраттини, автор книги "Секреты Ватикана". "И как у правительственного аппарата, у нее тоже есть свои источники". Не стоит удивляться тому, что во время правления Иоанна Павла II подвалы библиотеки Ватикана были забиты отчетами об активности НЛО. Отчеты, которые, по словам собеседников, поступали с конфиденциальных встреч, о которых говорилось выше, после тщательной проверки Международной теологической комиссией.

С этим учреждением мы уже вступаем в последний акт столь необычной ситуации, поскольку высший руководитель вышеупомянутого органа также занимал пост президента Папской библейской комиссии. А с 1981 года он входил в состав префектуры Конгрегации доктрины веры, бывшей
инквизиции, основная миссия которой сосредоточена на борьбе с внутренним инакомыслием. Это своеобразное объединение сил выпало на долю кардинала Йозефа Ратцингера, который проявил откровенно экстремистское рвение в своей работе.

С возведением монсеньора Ратцингера на папский престол под именем
Бенедикта XVI ограничительный характер отношения к уфологии не вызывает удивления. На официальном сайте в разделе "секретные архивы" теперь стоит настоящая электронная стена, препятствующая любым запросам. Более того, самые компрометирующие документы даже не попадают в основные разделы.

Папа Франциск
Папа Франциск

Судя по годам пребывания Папы Франциска на престоле Петра, создается впечатление, что он изолирует богословские аспекты от других, более насущных. Вспомним, чтобы привести конкретный случай, информационную блокаду, которую сам экс-кардинал не так давно осуществил в отношении предсказаний Фатимы и вызванных ими спекуляций. Следовательно, надежды на большую прозрачность в вопросах уфологии будут сильно урезаны.

Шансы прочитать конкретные заявления, например, от священников, разбирающихся в этой теме, также будут сведены к минимуму.
"НЛО и инопланетяне примиримы с Богом", - заявил демонолог и экзорцист Коррадо Балдуччи, личный друг Иоанна Павла II, три года назад по итальянскому телевидению и ранее в газете Times. По его словам, если бы они превосходили людей, это вовсе не ставило бы под сомнение учение христианства.

"Нет сомнений в том, что Ватикан очень обеспокоен этим вопросом, - писал Майкл Вольф в своей работе " Небесные ловушки", - потому что в конечном итоге они будут вынуждены обновить свою доктрину на долгие годы". Независимо от того, являются ли НЛО предметом веры или нет, к счастью, их все еще можно анализировать с чисто объективных точек зрения. Остается только выяснить, будет ли новый курс, выбранный Церковью, и впредь учитывать этот подход.

Друзья, жду ваши лайки, комментарии и подписки! Спасибо!
Буду благодарен за донат! Сбер 4817 7602 5701 9368
Юмани 2204 1202 0069 3121

И еще, у меня появился канал в
Телеграме. Если будет желание, заходите, читайте, подписывайтесь. Буду рад!