"Волшебник струн он и мелодии кудесник -
Сантана Карлос, моей юности ровесник"
Или "Ньюман снова накалякал диссертон"
Обещал я не ставить длинных обзоров, но, как говорится, "не вынесла душа поэта".
Относительно того, что обещал, но так пока и не бросил это неблагодарное и губительное для здоровья, дело... Говорят, что сразу бросать нельзя - "иначе сердце может остановиться". Это чудесная фраза приклеилась ко мне, и я ношу её с собой уже много и много лет. Как-то раз я стоял в очереди за живительным нектаром. Передо мной стояло два абсолютно синих чела. Один синий говорит другому синему - "Вот решили мы с Вовкой пить бросить. Но в программе "Здоровье" говорят, что сразу нельзя, иначе сердце может остановиться. Нужно постепенно и по чуть-чуть... Девушка!!! Мне четыре бутылки портвейна и две бутылки водки!!" Вот и я сразу бросить не могу. В программе "Здоровье" сказали, что сразу бросать нельзя.
Всё таки решил написать именно в качестве заботы о здоровье, а главное - потому что уж очень я люблю Карлоса Сантану. Очень часто отдыхаю душой именно на нем. И это несмотря на то, что я буквально вырос на всём этом артроке и мозготрясном прогрессиве. Но иногда очень устаю от этих мозговых вывертов и хочется чего то настоящего и искреннего. Англосаксы, как ни крути, это вырождающаяся нация. Иногда сильно утомляет в их музыке мессианская потребность кого-то чему-то учить (хотя в их поучениях вообще никто не нуждается), желание копаться в пыльных в чердаках нездорового подсознания, продираясь через противную липкую паутину, все эти психологические надломы на грани психических извращений, холодная кровь и иногда нестерпимая скука и занудство.
А вот в Карлосе Сантана этого никогда не было. Он никогда никого ничему не учит. Он просто играет. Иногда жжёт, иногда плачет своей гитарой.
Я вообще очень люблю латину и афро-кубану. Есть в ней настоящее, естественное, горячее и страстное, как лучи южного солнца. Нет в ней этого англосакского, тумана, сырости и плесени.
Хоть Сантана и сам любил мозги покрутить, вспомним хотя бы его превосходный Caravanserai, но и это он делал жарко и страстно.
В его музыке - если любовь - значит естественная страстная любовь, без всяких рефлексий и занудств. На уровне первобытных инстинктов, еще не искореженных этим вырожденчеством под названием "современная цивилизация".
Если радость - так радость. Настоящая искренняя и даже как бы детская. Короче, все то, что называют горячей кровью. А если грусть - то просто светлая грусть, а не такая тоска зелёная, от которой повеситься хочется. Хотя соглашусь с тем, что он всё-таки коммерциализированный персонаж. Ну а как без этого в шоубизе?
Но, если честно, я ещё просто не дорос до настоящей корневой народной этнической музыки. Абсолютно без всякой иронии. Если послушать корневую латиноамериканскую, кубинскую да хоть даже африканскую музыку какого нибудь племени тумба-юмба, то в ней гораздо больше настоящего, истинного, исконного, посконного, искреннего и домотканного, чем во всём этом роке и во всей этой попсе, включая всех этих божков и полубожков, чьё имя называть вслух нельзя (Петя Сидоров! Привет! Произнеси это имя вслух!)
Его гитару вообще невозможно ни с кем спутать. А узнаваемость - это и есть то самое главное, что необходимо каждому музыканту. Потому что виртуозов полным полно. Может быть, даже и более великих, чем Карлос. Но это вообще не играет никакой роли в смысле величия. Потому, что это лишь про скорость, с которой пальцы бегают по грифу гитары, а совсем не про гениальность. А вот таких музыкантов, которых узнаешь по первому же такту, пересчитаешь по пальцам одной руки... Ну ладно... Насчёт одной я может быть и загнул. Но уж точно, если привлечь к этому делу вторую руку, а ещё и пару ног, которые имеются в наличии почти у каждого, за исключением тех, кто работал на пилораме, то уж точно не ошибусь.
А Карлос, я уверен, именно из числа тех самых пяти пальцев на самой главной правой руке у ученика первого курса ПТУ для деревообработчиков, который ещё не начал работать с различными режущими инструментами. Ну во всяком случае для меня. А для кого же ещё? Я в этой статье, да и вообще всегда в жизни, выражаю исключительно собственное мнение, не опираясь на мнение музыкальной и иной общественности, на мнение которой я плюю и, постоянно поскальзываясь на результатах этого процесса, смело и гордо иду по жизни.
Его гитара умеет говорить, кричать и плакать. Иногда она умеет даже орать и рыдать. Я его гитару могу узнать буквально с двух нот. Больше так делать не может никто.
Я когда-то писал про Карлоса стишок по поводу его юбилея.
Ну вот с него и начну. Это стало, видимо, доброй  недоброй традицией для моих опусов, в которых я пытаюсь проводить какие-то там обзоры. Абсолютно не претендую на квалифицированные музыковедческие экзерсисы и на высокую поэзию....просто по велению души. И вполне понимаю тех, кого эти традиции и эти обзоры раздражают. Ну с этим ничего поделать не могу, кроме как дать добрый совет - пойти по дзену дальше - хоть направо хоть налево, там полно других гораздо более умных статей с абсолютно гениальными стихами и даже вообще без этого стихотворного шлака, при этом совершенно бесплатно, то есть, как нам объяснила мудрая сова - "Даром".
_______
Все те, кто с головами, и те, кто даже вовсе без голов.
На свете знают четырёх презнаменитейших КарлОв
1) Не вызовет, уверен, удивления у вас,
Если скажу, что первый Карл - он тот, который Маркс.
Лохматый был и очень умный иудей,
Создатель всех коммунистических идей
2) Вторым должны мы вспомнить непременно,
Такого Карло, что строгал полено.
И смастерил мальчишку с носом длинным,
Которого назвал он Буратином.
3) А третий Карл украл у бедной Клары
Какие-то там ценные кораллы,
А Клара после с***дила кларнет
(Гнилой был мужичонка, спору нет)
Но мне эти КарлЫ по барабану.
И больше тут о них писать не стану.
4) Мой Карл любимый брёвен не строгал,
И ничего у разных Клар не воровал,
Он умных Капиталов в жизни не писал,
Но на гитаре лучше всех зато играл!!!
Не променяю я его на прочих Карлов
За мелодиста дар и за его гитару.
Волшебник струн он и мелодии кудесник,
Сантана Карлос, моей юности ровесник
...
Лишь только я давным-давно услышал Abraxas.
Так сразу кинул на Сантану юный глаз,
Ну а послушав Caravanserai ,
Я громко вскрикнул восхищённый "Ай!!!"
Полусотни лет его я преданный фанат
(Что долго так живу.. пардон.. Не виноват)
Он с нами! Он творит! И слава Богу он не умер!
Герой Вудстока и жених Black Magic Woman!
Попал мне в уши, а запал мне в душу
И буду я его до гроба слушать
Он не похож совсем на старика!
Так славься же, Сантана, на века!
....
Ты выпей сам, а после мне налей,
За славного Сантаны юбилей!
Я тоже выпью и тебе налью
За то, что сильно так его люблю!
______
Оркестр! Туш!! Танцуют все!!
Гип-гип - Ура!!!
Сегодня праздник!
Веселитесь, детвора!
_____
Очень трудно сделать обзор на творчество такого великого музыканта. Даже и не собираюсь залезать в Википедию, чтобы показать тут количество его альбомов. Если хотите - можете сами посмотреть. Они исчисляются десятками, и это еще не считая коллабораций с разными выдающимися музыкантами. Достаточно сказать, что он играл ещё на Вудстоке и до сих пор творит. А таких музыкантов остались считанные единицы. Он играл в самых разных жанрах, от рока, блюза, фолка, психодела и мозготрясного фьюжна до поп-музыки. И я уверен в том, что все эти поиски - исключительно от желания открыть в себе что-то новое. Я вообще очень уважаю музыкантов, которые не застывают в своём величии, как пчела в янтаре, а постоянно ищут в себе что-то новое. Это действительно достойно уважения. Бывает, конечно, что всё это исключительно от желания коммерчески позаигрывать с публикой. Но, в отношении Карлоса, с учётом того, сколько он сделал в музыке, я просто уверен, что он из этих принципов не исходил.
Woodstock Music & Art Fair
Ну, давайте тогда и начнём прямо с Woodstock.
Инновационный сплав рок-н-ролла с латиноамериканской музыкой и ритмами, впервые предложенный Сантаной в конце 60х и создал то характерное звучание, которое сейчас так же мгновенно узнаваемо, как и тогда. На полном газу Сантана стартовал на Вудстоке и это представляло собой потрясающий звук и зрелище.
Нарастающие афрокубинские ритмы, грохотавшие и грохотавшие от игры множества перкуссионистов, создавали поток расплавленной лавы, над которым Карлос Сантана создавал свой фирменный гитарный «крик» — технику, с помощью которой он постепенно мог менять одну продолжительную ноту с нежной мольбы на душераздирающий вой или наоборот от воя до мольбы. Справедливости ради нужно отметить, что Карлос в тот момент был настолько под наркотой, что, как он потом признался, ему казалось, что вместо грифа гитары у него в руках была змея. Но оставим эти порочные пристрастия в молодости на совести самого Карлоса. Самое главное -это результат. А результат действительно был ошеломительным.
А теперь давайте галопом пробежимся по некоторым его альбомам, не претендуя на полный обзор его творчества, а исключительно для того, чтобы продемонстрировать его виртуозность и многообразное богатство его музыкальной палитры.
Дебютный альбом - "Santana" (1969)
Дебют Сантаны, основанный на зажигательном выступлении в Вудстоке, вполне отражает грубую и мощную силу группы того времени. Зажигательные латиноамериканские ритмы исполнены целым впечатляющим трио перкуссионистов: на конге Майк Карабелло, на тимбалах - Хосе Чепито Ареса и супер барабанщик - Майк Шрива.
Отличные клавишные инструменты и сдержанный вокал Грега Роли дают Карлосу прочную основу для его эмоциональной игры на гитаре, а композиция, Soul Sacrifice - это проявление силы, которая была их визитной карточкой на Вудстоке и поэтому и включена в этот диск.
Santana - "Abraxas". 1970.
Второй альбом до сих пор остается их абсолютным шедевром.
Abraxas уловил всю силу стиля Сантаны.
Бурная атмосфера вступительной песни Singing Winds, Crying Beats плавно сливается с томной Black Magic Woman (об этой великой песне подробно - вот здесь👇),
горючей Gypsy Queen и яркой Oye Como Va , образуя непрерывную 15-минутную сюиту, отражающую широкий эмоциональный диапазон группы.
Есть также сложная джазовая композиция Incident At Neshabur
Еще больше перкуссионных фейерверков на Se A Cabo
И возвышенная инструментальная композиция Samba Pa Ti , ставшая визитной карточкой Карлоса.
Вот эта - вообще моя наилюбимейшая!! У меня с ней связано огромное количество личных переживаний и воспоминаний!
Поехали дальше.
Вот сейчас альбом, к с которому некоторые относятся с недоумением. Но для меня это один из самых любимых
Santana - Caravanserai. 1972
На внутренней обложке - цитата:
"Тело растворяется во вселенной.
Вселенная растворяется в беззвучном голосе.
Звук растворяется во всесияющем свете.
И свет входит в лоно бесконечной радости.
— Парамаханса Йогананда, «Метафизические медитации»
____
Сантана сменил курс на более глубокий и неземной фьюжн, вдохновленный модным тогда движением "джаз-рок".
Результатом стал большей частью инструментальный альбом, в котором латинские биты сливаются с более джазовыми ритмами. Большую роль в смене направления Santana сыграло увлечение Карлосом Сантаной музыкой The Mahavishnu Orchestra, которого называют пионером в области музыки фьюжн. Сам Майлз Дэвис очень высоко оценил этот альбом.
Джемы от транса до фанка, кульминацией которых является монументальный Every Step Of The Way, в котором Карлос приближается к своей личной нирване.
Santana III - 1971
Третий альбом Сантаны окончательно отточил открытую им формулу латино-рока и вслед за своим предшественником поднялся на вершину хит-парадов.
Убойный латиноамериканский No One To Depend On
Сложный джазовый Toussaint L'Overture
Яркая перкуссионная Jungle Strut
Иными словами, этот диск показал, что Сантана всегда открыт к чему-то новому и может двигаться практически в любом музыкальном направлении.
Santana - Welcome (1973)
Полностью посвящён преданности покойному джазовому гиганту Джону Колтрейну.
Вдова Колтрейна Элис написала медленную, запоминающуюся композицию Going Home , с которой и начинается альбом.
Ну а дальше - вихрь латиноамериканских страстей и буря эмоций, которые стирают грань между роком и джазом
CARLOS SANTANA: Blues For Salvador (1987)
К этому альбому чувствовалось, что Карлосу уже изрядно поднадоело оставаться в образе постоянной "латиноамериканской зажигалки" и он решил вернуться к корням блюза и рока. Это его практически сольный альбом. Он общается с барабанщиками Бадди Майлзом в блюзовой песне Bailandro/Aquatic Park
и Тони Уильямсом в джаз-роковой песне Trane
Но настоящие жемчужины альбома - это «Белла» , сдержанная, но удивительно выразительная баллада о его дочери,
и заглавный трек, который начинается с блюзового джема, а потом Карлос демонстрирует свой высший пилотаж, играя с изысканной страстью.
Эта вещь настолько хорошо передает неподдельную суть игры Сантаны, что потом принесла ему Грэмми.
Santana «Milagro» (1992)
После череды относительно неудачных альбомов - настоящая жемчужина.
Многие темы посвящены недавно умершим героям.
Заглавный трек - дань уважения Бобу Марли, кавер на песню Marvin Gaye's Right On.
Наставник Сантаны Билл Грэм, был прославлен задумчивым мелодичным Gypsy и более оптимистичным и взрывным Grajonca .
A Dios вызывает дух Майлза Дэвиса и Джона Колтрейна.
Supernatural (1999)
Суперуспешная попытка Карлоса вернуться на вершину музыкального Олимпа. Альбом вновь вознес Сантану на вершину чартов и принес ему девять Грэмми!
«Smooth» выиграла три премии Грэмми, в категориях: «Запись года», «Песня года» и «Лучшее совместное вокальное поп-исполнение». Кроме того, она стала последним хитом чарта Billboard Hot 100 в 90-х, и заняла второе место среди всех песен этого чарта в период с 1958 по 2008 годы (т. н. «Лучшие песни XX-го века»)
Чертовски хороша и Put Your Lights On, Everlast. Композиция была выпущена третьим синглом из Supernatural и поднялась на восьмую строчку хит-парада Billboard Mainstream Rock Tracks. В 2000 году она получила Grammy в номинации «Лучшее вокальное рок исполнение дуэтом или группой»
“Corazon” (2014)
Настоящий латиноамериканский фестиваль!
Для записи этого диска Карлос Сантана собрал весь первоначальный состав группы. Карлос Сантана вновь пошел в этом альбоме по пути сотрудничества с другими звездными на данный момент исполнителями.
В качестве помощников выступили звезды: поп-дива Глория Эстефан, репер Питбуль, Samuel Rosa, Juanes, Los Fabuloses Cadillacs и другие. На выходе мы получили просто великолепный латиноамериканский коктейль из целой россыпи музыкальных жанров – рока, джаза, регги, хип-хопа, соула. И все это, естественно, украшено просто великолепной гитарой Карлоса с его фирменным звуком, которая просто парит над всеми остальными!
Получилось громко, дерзко и очень красиво!
“Mal Bicho”
“Iron Lion Zion” (песенка Боба Марли)
“Besos De Lejos (с Глорией Эстефан, очень красивый голос),
“Margarita”
“Feel It Coming Back”
Ну и последний на этот момент диск 76-го маэстро, который с блеском демонстрирует наличие у него творческой энергии и жизненных сил!
Santana - Blessings And Miracles, (2021)
Вновь Сантана собрал в студии множество разножанровых музыкантов и выдал несколько отличных вещей в самых различных музыкальных направлениях.
Ghost of Future Pull / New Light
С мягким эмбиентно-медитативным звуком гитары.
Santana Celebration
Карлос во всей красе! Перкуссии, гитара, в конце даже мощный риффовый ход.
Joy (featuring Chris Stapleton)
Просто превосходный трек! Регги в дуэте с кантри-певцом Крисом Стэплтоном со жгучими специями из латинской гитары Карлоса.
Move (featuring Rob Thomas and American Authors)
С тем самым Роб Томасом, с которым был записан , супер-хит с альбома Supernatural, а именно песня Smooth. Хоть и второго супер-хита не получилось, но песня весьма достойная с запоминающейся мелодией.
Peace Power (featuring Corey Glover)
А вот это уже настоящий хард рок. Карлос переключается на роль хард-рок гитариста выдавая мощную соло-партию на 4 минуте. Песня прям как из 70-х!
America For Sale (featuring Kirk Hammett and Marc Osegueda)
И еще один отличный трек! Самый жёсткий и продолжительный трек на альбоме. На вокале Марк Осагуеда, а за гитару на пару с Карлосом отвечает мистер Хэмм Марк. Начиная с 02:40 гитаристы уходят в отрыв и выдают отличную гитарную дуэль!
Song for Cindy
Посвящение Синди Блэкман.
Очень нежная гитарная баллада. Прямо как в старые-добрые времена. Не разучился, Карлос писать цепляющие нежные мелодии.
Ну и сразу заодно еще раз эта чудная барышня Синди Блэкман (превосходная американская барабанщица) и Сантана! Хоть и не с этого диска, но пусть будет. Рекомендую глянуть.
Angel Choir/All Together (featuring Chick Corea and Gayle Moran Corea)
Просто великолепно!! Чисто джазовая инструментальная пьеса. Похоже, что одна из последних записей с Чиком Кориа скончавшегося в феврале 2021 года. Дань многолетнему сотрудничеству Карлоса с такими джазовыми гигантами, как Элис Колтрейн, Уэйн Шортер, Бадди Майлс и Джон Маклафлин.
__________________
А вот эта тема Сантаны стоит у моей жены на сигнале вызова мобильника! Она, как и я, очень любит Карлоса Сантану!
Luz, Amor Y Vida. (C) 1994
___________________