Автомобильный мир России в 2024 году, похоже, столкнется с важными изменениями, связанными с обязательной маркировкой моторных масел. Предлагаемая система «Честный знак» ставит перед собой амбициозные цели: борьбу с контрафактом, повышение качества и прозрачности на рынке смазочных материалов. Как это повлияет на обычных автовладельцев и продавцов масел? Давайте разберемся.
Краткий обзор изменений
Тема введения обязательной маркировки для автомобильных масел в РФ на разных уровнях обсуждается с 2021 года, о чем мы уже писали сначала здесь, а потом здесь. И вот, инициативу, наконец, официально поддержали Минпромторг и Минэнерго, а это значит, что перспектива нововведения, наконец, приобрела самые реальные очертания. В конце 2023 года власти представили четкий план мероприятий, направленных на решение проблемы контрафакта, которая становится все более актуальной после ухода с рынка крупных иностранных брендов.
Однако, как и у любой системы, у системы обязательной маркировки автомасел есть как явные преимущества, так и не столь явные недостатки.
Преимущества для автовладельцев
1. Борьба с контрафактом. Введение обязательной маркировки позволит бороться с распространением поддельных продуктов. Это особенно важно для автовладельцев, так как поддельные масла могут серьезно повредить двигатель, ремонт которого сейчас, в силу всем известных обстоятельств, может стоить владельцу транспортного средства немалых денег.
2. Гарантированное качество. Система «Честный знак» обеспечивает дополнительные гарантии качества масел. Используя нанесенный на канистру код обязательной маркировки, автовладельцы смогут самостоятельно «пробивать» информацию о масле через специальное мобильное приложение. Это даст им уверенность в том, что они приобретают не подделку и не продукт, который не соответствует установленным стандартам качества.
3. Прозрачность рынка. Маркировка поможет сделать отрасль более прозрачной для конечного потребителя. Выбор подходящего масла станет для последнего более ответственным и осознанным делом.
Вызовы для продавцов
1. Увеличение затрат. Для добросовестных производителей и продавцов масел внедрение маркировки может повлечь за собой дополнительные затраты. Чтобы должным образом приспособиться к требованиям системы «Честный знак», они будут обязаны за свой счет приобрести соответствующее оборудование, обучить персонал и т.д.
2. Конкуренция на рынке. В условиях обязательной маркировки производители будут бороться за доверие потребителей через качество своих продуктов. Это создаст конкуренцию, которая может быть вызовом для новых, только выходящих на рынок брендов. Вместе с тем, открываются и новые возможности для рекламы, ведь теперь в ней можно будет подчеркивать прозрачность и качество продукции, отвечающей высоким требованиям системы обязательной маркировки.
Вопросы к системе
Однако, несмотря на всю очевидность благих намерений инициаторов, обязательная маркировка моторных масел вызывает определенные вопросы.
Например, как она скажется на конечных ценах? Опасения о возможном увеличении цен на масла уже стали объектом дебатов. Если власти должным образом проконтролируют и отрегулируют процесс маркировки, роста цен произойти не должно. Если же контроля не будет, то сценарий, естественно, сложится иначе.
Также определенные сомнения вызывает вопрос обучения персонала. В идеале, продавцы и производители масел должны инвестировать в обучение персонала. Если же на этой статье расходов начнут экономить, то внедрение новой системы может получится не столь успешным, как этого желали бы ее авторы.
Таким образом, введение обязательной маркировки моторных масел в России по системе «Честный знак» обещает буквально преобразить отрасль. Но случится ли это на самом деле, во многом зависит от самих игроков рынка – производителей и продавцов. Также очень важно, чтобы одобрившие нововведение власти не спускали процесс на тормозах и осуществляли полагающийся контроль на всех уровнях. Если так оно и будет, то автовладельцы, наконец, получат столь долгожданную защиту от контрафакта.