Искусственный интеллект, или сокращенно ИИ, — одна из самых горячих тем в HR (и особенно в обучении). Он уже значительно влияет на нашу работу и, более того, — становится одним из участников HR-процессов.
Алексей Корольков, генеральный директор Websoft, считает, что на наших глазах происходит революция и нам предстоит адаптироваться к новой технической реальности. А для этого — нужно уметь пользоваться возможностями, но знать и об ограничениях ИИ в HR.
Не только ChatGPT
Прорыв в нашем восприятии искусственного интеллекта произошел, когда мы стали широко использовать большие языковые модели (Large Language Model, или LLM), такие как ChatGPT: они могут разговаривать с нами, почти как люди. Однако возможности AI гораздо шире, и все они уже используются в HR.
Какие технологии востребованы и очень активно развиваются?
- Машинное обучение (Machine Learning, или ML). Система обучается на основе данных. К примеру, мы можем загрузить в нейросеть определенные характеристики людей и информацию о том, сколько они проработали в компании, а на выходе получить вероятность увольнения по новым кандидатам.
- Технологии распознавания объектов, лиц, эмоций (Computer Vision, или CV).
- Технологии распознавания речи (Speech Recognition, или SR).
- Языковые модели (Natural Language Processing, или NLP). Они способны извлекать и классифицировать информацию, отвечать на вопросы и генерировать тексты.
- Разные виды генеративного ИИ для создания изображений, видео, музыки и так далее (Generative AI, или GenAI).
Как применять ИИ в HR?
На основании проектов клиентов компании Websoft, а также опираясь на наблюдения за опытом разных российских и западных компаний, можно выделить самые популярные сейчас области применения ИИ в HR:
- Генерация учебного контента. Скоро не останется авторского средства, в которое нельзя будет, например, вставить текст, нажать кнопку «Сократить» и получить сжатую версию.
- Рекомендательные сервисы. Это одна из самых распространенных историй, но подходит она в основном пока средним и крупным компаниям, потому что для корректной работы инструмента требуется большое количество детализированных данных.
- Расшифровка речи и генерация содержательного контента. Этим уже занимаются самые разные вендоры.
Какие еще возможности используют компании?
- Ранжирование и тегирование кандидатов на основе анализа контента, содержимого резюме
- Анализ кандидатов на соответствие по итогам видеоинтервью
- Прокторинг — определение аномалий поведения при прохождении тестов (подглядывает ли человек куда-то, слышны ли странные звуки и так далее)
- Боты для ответов на вопросы по базам знаний на основе больших языковых моделей, дообученных на корпоративном контексте
- Боты поддержки сотрудников/новичков/кандидатов на основе более простых технологий
- Анализ конфликтов и выгорания
- Мониторинг техники безопасности
Пример сценария
Вариантов использования использовании ИИ в HR огромное количество. Приведем хороший и вполне возможный сценарий, в котором HR-процессы на 80% поддерживаются ИИ. Искусственный интеллект:
- Формирует описание вакансии на основе требований
- Ранжирует кандидатов, откликнувшихся на вакансию
- Ранжирует кандидатов, прошедших видеоинтервью/тестирование
- Формирует оффер на основе данных рынка и компании
- Формирует индивидуальный план адаптации на основе вводных тестов и резюме новичка
- Отвечает на вопросы и поддерживает новичка в процессе адаптации
- Готовит для сотрудника рекомендации по развитию
- Выявляет потенциальное выгорание сотрудника и информирует об этом руководителя
- Отвечает на вопросы сотрудника в области HR и внутренних политик
- Предсказывает увольнение сотрудника и рекомендует руководителю варианты карьерного развития для его удержания
Как будут развиваться HR-системы?
Раньше основным участником автоматизированных процессов был HR-специалист, и все системы делались в основном для него.
Сейчас мы строим системы, где основные стейкхолдеры – это не только непосредственно эйчары, но также и сотрудники, и руководители: всё стремится к Zero HR.
Следующий этап развития HR-систем – сотрудник останется, безусловно, главным, но вторым по значимости окажется AI: он будет участвовать в существенной доле HR-процессов от подбора до обучения и развития.
Вопрос будущего для HR:
Как интегрировать многочисленные AI-модели в единый бизнес-процесс?
В долгосрочной перспективе нас ждет революция в электронном обучении:
- Замена систем корпоративного обучения на «персональных ассистентов»
- Обучение в контексте работы
- Планирование развития на основе мониторинга ошибок и состояния сотрудников
Давайте представим, что у нового сотрудника в компании появляется автоматизированный личный помощник: отличный «наставник», который предвидит ошибки, всегда рядом, проактивен, отвечает на любые вопросы. Ценность этого очевидна. Такой инструмент может появиться уже в течение ближайших 3-5 лет, и тогда доля SCORM-курсов и LMS-систем в elearning значительно уменьшится.
Опасность?
Нейросеть не умеет того, чего не умеет человек, который с ней работает. Не имея контекста, ИИ будет «глючить». Поэтому, знакомясь с ИИ и пробуя внедрить новые технологии в свои HR-процессы, необходимо помнить об их ограничениях.
Какие могут возникнуть сложности?
- Предвзятость. Эффективность инструмента зависит от того, в чьи руки он попадет. Известны случаи, когда ИИ обучили на основе рекомендаций рекрутеров, нейросеть переняла ценности этих рекрутеров и их предрассудки и оказалась предвзятой по отношению к кандидатам.
- Непрозрачность решений. Нейросеть не может ответить, почему сработала именно так, на основании чего приняла решение по тому или иному кандидату.
- «Галлюцинации». Да, нейросети «галлюцинируют». Невозможно использовать полученные ответы без контроля человеком.
Искусственный интеллект – это набор ценных инструментов и технологий. Пробуйте, используйте их, но не забывайте об этих ограничениях.
С чего начать?
В завершение несколько наших рекомендаций о том, как начать использовать ИИ:
- Сформируйте приоритеты по применению ИИ в HR-процессах: инструментов много, нужно понять, что для вас важнее — прогноз увольнений, генерация должностных инструкций, бот для адаптации или рекомендательный сервис?
- Интегрируйте ИИ в стратегию HR-автоматизации.
- Спрашивайте своих вендоров про их опыт с ИИ.
- Следите постоянно за рынком и кейсами.
- Двигайтесь небольшими шагами в соответствии со своей стратегией.
- Учитесь создавать ИИ-решения и интегрировать их в процессы: выбирайте ИИ в зависимости от задачи, ничего не бойтесь и учитесь новым технологиям.