Найти в Дзене

Как маркетологи манипулируют данными. Часть 2

Продолжаем наш цикл постов о том, как маркетологи манипулируют данными. Нет, это не инструкция по применению (хотя это уже на вашей совести😁), а гайд, как не стать жертвой манипуляции!

Для иллюстрации используем картинки из книжки, которую горячо рекомендуем — «Статистика и котики» Владимира Савельева.

Сегодня расскажу, как создать иллюзию значимости или наоборот преуменьшить важность изменения показателей.

Манипуляция №3 — Наша линейка начинается не с нуля

Это совсем грязный прием, но иногда и его приходится встречать в отчетах — сдвиг шкалы. Если вы хотите показать резкий рост показателей, то можно стартовать не с нуля, а с более удобного числа.

Согласитесь куда больший эффект вызывает левая картинка? Раз-два и вот уже клиент мчится менять одного верно служащего подрядчика на другого, белозубого ясноликого умеющего манипулировать данными.

Иллюстрация из книги Владимира Савельева "Статистика и котики"
Иллюстрация из книги Владимира Савельева "Статистика и котики"

Манипуляция №3 (еще одна разновидность этой уловки) — Смена масштаба

Падение показателей, которое вызывает ужас на короткой дистанции, выглядит не таким уж страшным на длинной. Это все еще падение, но выставлять маркетолога на мороз уже как будто расхотелось? (Мы, кстати, уволили 5 маркетологов наших клиентов, но об этом в другой раз😁). Это все еще одни и те же показатели — падение со 100 до 50, но уже не в такой драматичной обертке.

У этой уловки есть и положительная сторона. Она помогает увидеть картину целиком. Например, если вы заметили, что показатели за короткий промежуток времени внезапно упали, возьмите более длинный отрезок и сравните.

Может быть это драматичное падение одного дня — на самом деле несущественная погрешность в масштабе месяца?🤔

Иллюстрация из книги Владимира Савельева "Статистика и котики"
Иллюстрация из книги Владимира Савельева "Статистика и котики"