В раздевалке, где переодевались девочки, традиционно было шумно.
- Даш, помоги. - Невысокая рыжеватая девочка повернулась спиной к подруге, прося расстегнуть тонкую застёжку - молнию.
- Сейчас. - Пропыхтела стягивающая концертное платье Даша. - Пять сек.
Она бросила платье на лавку и осторожно потянула вниз серебристый язычок.
- Спасибо!
- Не за что.
Девочка повернулась, чтобы повесить свой костюм на вешалку, но платье уже валялось на полу.
- Эй, кто это сделал?
Даша гневно оглядела девчонок.
- Это Ладка свалила. - Пискнул кто-то из младших.
- Слониха! - С досадой бросила девочка. - Достала!
- Я нечаянно. - Лада отвернулась.
Но Дашу уже было не остановить.
- Нечаянно? А поднять, не судьба? Привыкла, что с тобой носятся все! И бабка твоя, и Василькова! А почему, спрашивается? Чем ты заслужила? Тем, что без родителей?
- Даш, не надо. - Рыжеватая девочка тронула её за руку.
- А что? Я правду говорю! - Вспыхнула Даша. - По-честному если, то эту песню Варя должна была петь! Она намного лучше поёт. И Варька бы точно гран-при взяла! А эта только песню испоганила. Скажите, девочки!
- Да. - Посыпалось со всех сторон. - Варя лучше поёт.
Рыженькая Варя покраснела. Ей было неудобно, хотя, конечно, что и говорить, она здорово огорчилась, когда Елена Николаевна решила отдать песню Ладе. Но мама успокоила её, сказав, что к следующему конкурсу они подготовятся ещё лучше. Ну, Варю хотя бы есть кому успокаивать, а у Лады вообще родителей нет.
- Ты, Варь, слишком добрая. И мама твоя тоже. - Выговаривала Даша. - А эти пользуются!
Она сердито мотнула головой в сторону Лады.
Лада, сжав губы, пыталась упаковать свой костюм. Ничего не получалось. Привыкшая к тому, что всё за неё собирает бабушка, девочка бросалась делать то одно, то другое, но выходило плохо. А родителей, как назло, Елена Николаевна собрала для какого-то важного объявления.
Девочки, переодевшись, одна за другой покидали раздевалку.
- Одна наша знакомая называет своего мужа "мамкин инженер", потому что он делать ничего не умеет. - Подхватывая сумку и чехол с платьем, иронично сообщила Даша. - А у нас, девочки, теперь есть "бабкина певица". Причём, прошу заметить, "бабкина" - это не фамилия. Всем пока!
Даша с Варей вышли. Оставшиеся в раздевалке девчонки засмеялись, косясь на Ладу. В конце концов, она осталась одна и уселась на лавку среди разбросанных вещей.
- Ладуся! - В раздевалку торопливо вошла Вера Ивановна. - А ты чего тут? Девочки прошли уже давно.
Лада встала и молча вышла из душного тесного помещения. Вера Ивановна задержалась, суетливо собирая разбросанные девочкой вещи и думая о том, что отношения с другими детьми у внучки как-то не складываются и в этом коллективе.
Елена Николаевна была расстроена. К хору у жюри претензий не было. Напротив, похвалили и разбивку на голоса, и чистоту исполнения, и хореографию. А вот выбор солистов некоторые сочли неудачным. Она и сама видела, что Лада не дотягивает до нужного уровня. К тому же перед самым концертом девочка вновь перестала ходить на репетиции.
- Ладочка приболела. - Жалобно отвечала Вера Ивановна по телефону. - Даже не знаю, сможем ли мы приехать на конкурс.
Своими колебаниями она доставила Елене много переживаний. И результат, увы, оказался не слишком впечатляющим.
- Лен, ну чего ты такая грустная? - Кирилл провел рукой по волосам жены. - Не заболеваешь?
- Здорова. Знаешь, Кирюш, так обидно иногда бывает. Выкладываешься по полной, до самого донышка. А некоторые воспринимают это как игру. Хочу играю, хочу не играю.
- Ну, Леночка, для них это и есть игра. Ты сама знаешь, дети чем только не занимаются. Одно пробуют, другое. Редко кто уходит в профессию, учится потом этому. Ты своих девчонок из хора вспомни. Кто из вас преподавать подался? Человека три, наверное, да?
- Так хочется привить им любовь к народной песне, Кирилл. К искусству этому. Ведь голоса есть просто замечательные, сильные, чистые.
- Насильно мил не будешь. - Философски заметил муж.
- Ты прав. - согласилась Елена. - А всё же я надеялась. И из-за своей глупой надежды обидела в этот раз чудесную девочку. Всё своё время уделяла совсем не тому ребёнку. Так хотела разбудить то, чего, видимо, в душе и не было никогда.
- Лен, ну, что ты в самом деле. Это же не последний конкурс. Или ты собралась передать свою "Рябинушку" кому-то ещё?
- Да ты что! Как можно?
- Ну вот. А я уже и испугался и обрадовался одновременно. Кстати, из опеки не звонили тебе?
- Пока нет. Они обещали проверить документы. Наверное, скоро позвонят.
- Ты Лизе говорила?
- Пока нет, Кирюш. У неё сессия скоро. Не хочу волновать. Да и потом, говорить ещё не о чем. Вдруг наши кандидатуры вообще не одобрят. А Лиза будет ненужными мыслями голову забивать.
- Признайся, боишься?
- Немного боюсь. - Согласилась Елена. - Наша девочка привыкла, что она у нас одна. Как ещё отнесётся...
- Ну, я бы не тянул. - Пожал плечами муж. - А так, смотри сама. Тебе, как матери, виднее.
После не слишком удачного выступления Лады Вера Ивановна немного успокоилась и больше не пыталась настаивать на обязательных сольных номерах для внучки. Мучимая угрызениями совести, Елена подобрала для Вари интересную и весьма выигрышную песню и активно дополнительно занималась с девочкой. Все вроде бы были довольны, и жизнь пошла своим чередом.
К тому же, в опеке одобрили кандидатуры Елены и Кирилла, и теперь супругам предстояло только найти подходящего ребёнка.
- Лиза, я поговорить с тобой хотела. - Начала Елена, когда дочь приехала домой на каникулы. - Мы с папой посоветовались и подумали: как ты отнесёшься к тому, что у тебя появится младший братишка?
Лиза оторвалась от экрана ноутбука и уставилась на мать.
- Мам? Вы с папой, что...
- Да нет, дочь. Это, увы, невозможно. Мы с папой подумали, что могли бы взять маленького мальчика из детского дома...
Лиза задумалась.
- Меня вам мало?
Елене показалось, что голос дочери слегка дрогнул, а лицо стало обиженным и печальным.
- Да что ты, девочка моя. - Она обняла Лизу. - Просто ты так незаметно выросла, у тебя теперь своя, почти взрослая жизнь. А у нас с папой ещё много сил и любви, которой хватило бы, чтобы согреть ещё кого-то. Мы очень скучаем без тебя, Лиза, и при этом боимся нарушить твои личные границы. Не хотим лезть лишний раз.
Дочь молчала. Елена напряжённо ждала, что скажет её ребёнок.
- Я, конечно, ещё не до конца переварила эту новость. - Медленно произнесла девушка. - Но, в принципе, младший брат - это не так уж и плохо. Знаешь, мам, я в какой-то момент даже представила его.
Лиза вдруг улыбнулась и снова превратилась в ту оптимистичную и неунывающую девочку, которая не умела долго сердиться.
- А папа? Сразу согласился?
- Сомневался. Но перспектива ходить одному на рыбалку заставила его задуматься.
- Ну да, ты же терпеть не можешь рыбалку. - Засмеялась дочь.
- Не то чтобы... Но...
- Понятно, понятно. Мам?
Лиза тут же забросала Елену вопросами: что для этого надо, где они собираются искать мальчика. Елена едва успевала отвечать. Через некоторое время Лиза с Кириллом уже увлечённо обсуждали, где можно разместить спортивный уголок, а дочь вообще настаивала на перепланировке.
- Я же будущий дизайнер. Забыли? - Гордо заявила Лиза. - Не мешайте мне, и я сделаю для своего младшего брата такой проект, что...
- Вот так, через ощущение собственной значимости и происходит принятие. - Весело шепнул Елене Кирилл. - У нас замечательная дочь. И нечего было бояться.
С тех пор, как Елена поговорила с дочерью, у неё словно камень с души свалился, и они с Кириллом принялись искать ребёнка. Смотрели маленьких мальчиков, которых, к слову сказать, было не так уж много, но всё время что-то останавливало: не он.
Занятия с ансамблем тоже отнимали много времени. "Рябинушку" часто приглашали на выступления и концерты. Девчонки стонали, но на сцену выходили неизменно в хорошем настроении и выкладывались на все сто.
Лада на занятия ходила с перерывами. А потом как-то и вовсе перестала появляться в ансамбле. Елена пыталась позвонить Вере Ивановне, но телефон бабушки Лады был недоступен.
"Надоело". - С сожалением подумала Василькова. - "Жаль, конечно. Но с таким трудолюбием, как у Лады, добиться значительных успехов было бы проблематично" . Чуть позже она ещё раз пыталась связаться с Верой Ивановной, чтобы предложить той продать сценический костюм девочки одной из учениц младшей группы, но женщина так и не откликнулась. В общем чате она тоже не появлялась, и Елена просто перестала её тревожить.
В один из дней позвонили из опеки.
- Елена Николаевна, в центре временного содержания есть мальчик. Шесть лет. Изъят из неблагополучной семьи. Вчера пришло решение суда о лишении матери родительских прав. Посмотрите, пока ребёнка никуда не отправили?
- Посмотрим. Конечно же, посмотрим. - Обрадовалась Елена.
Утром они с Кириллом уже были в опеке. Оттуда направились в центр.
- Пойдёмте. - Усталая женщина средних лет неторопливо вела их по длинному коридору. - Мальчик хороший. Запущенный немного, а так ласковый, понятливый.
Елена посмотрела на мужа. Он ободряюще улыбнулся. И вдруг от окна прямо к ним метнулась худенькая фигурка.
- Елена Николаевна! Елена Николаевна! Я здесь!
- Лада?!
Елена с изумлением смотрела на судорожно вцепившуюся в её одежду девочку. Лада рыдала, хваталась за неё, хрупкие плечики ходили ходуном под руками Васильковой.
- Рябинина! Это что? - Строго спросила женщина и посмотрела на Елену. - Знаете её?
- Лада занималась у меня в ансамбле. Откуда она здесь?
Елена была так растеряна, что никак не могла прийти в себя от этой неожиданной встречи.
- Бабушка, опекун её, умерла от сердечного приступа. Ну, а её сюда к нам поместили. Рябинина, марш к себе! Слышишь?
Но девочка смотрела только на Елену.
- Я боюсь! Я не хочу здесь! Заберите меня отсюда!
- Галина Ивановна! - Громко крикнула кому-то женщина. - Да уведи ты её.
Одна из дверей открылась. Галина Ивановна оказалась хмурой крупной женщиной. При виде неё Лада сникла и сделала шаг назад.
- А говорите, не слушается. - Голос, густой и низкий, тоже был женщине под стать. - Иди в комнату.
Елена проводила взглядом поникшую фигурку.
- Проблемная девочка. - Пояснила их спутница. - Ни с кем общего языка найти не может: ни с воспитателями, ни с детьми. Капризная, своевольная.
Про характер Лады Елена и сама всё знала, но сейчас, при взгляде на девочку, сердце её болезненно сжималось.
Младшие дети рисовали за небольшими столиками.
- Вон ваш, в зелёной футболке. - Подсказала женщина. - Постойте, посмотрите пока.
Они смотрели на забавного лопоухого мальчишку, старательно возившего карандашом по бумаге, но радость предвкушения встречи с долгожданным чудом была безвозвратно утрачена. Елена чувствовала, что Кирилл так же подавлен развернувшейся на его глазах сценой, как и она сама. Она пыталась сосредоточиться на малыше, но мысли её вновь и вновь возвращались к Ладе.
- Разговаривать с ребёнком будете? - Спросила их провожатая. Елена растерянно и беспомощно посмотрела на мужа.
- Скажите, а мы могли бы прийти ещё завтра? - Кирилл мило улыбнулся женщине. - Моя жена очень расстроена встречей с девочкой. Боюсь, сегодня она не захочет, чтобы мальчик почувствовал её состояние.
- Что ж, разумно. - Согласилась женщина. - Но не тяните. Мальчик хороший. Таких обычно быстро забирают.
- Мы поняли. Спасибо вам огромное.
Продолжение следует... часть 3
(Если сегодня ссылка не активна, то следующая часть будет опубликована завтра. Спасибо за понимание!)
--------------------------------------------------------------------------------------НАЧАЛО ИСТОРИИ