Найти тему
ПОРТАЛ СУБКУЛЬТУРА

Digital-технологии в библиотеках: как в Южной Корее полки с книжками заменяют мультимедийные пространства

Оглавление

Место для чтения и обучения, проведения переговоров и мастер-классов, отдыха и познания окружающего мира. Чем стали современные библиотеки в одной из самых технологичных стран мира — Южной Корее — рассказываем в нашем материале.

Источник фото обложки: jet dela cruz on Unsplash
Источник фото обложки: jet dela cruz on Unsplash

Меняющаяся реальность

С развитием IT-технологий все сферы жизни человека неизбежно изменились. Будни почти невозможно представить без гаджетов, которые соседствуют с нами буквально 24 часа в сутки, а также бесконечного числа экранов вокруг и неограниченных источников контента. И закономерность такова: чем больше мы привыкаем к диджитал-устройствам, тем сильнее меняется окружающая реальность. Так теперь совершено иначе выглядят и библиотеки.

Привычный образ здания с тысячами книжных полок, которые предназначены лишь для чтения, остался в прошлом. Теперь библиотека — место активного обучения, коворкинга, площадка для проведения мероприятий и просто приятного времяпрепровождения. И дело здесь не только в быстро шагающем прогрессе, но и запросах самого общества.

Источник фото: Barkhayot Juraev on Unsplash
Источник фото: Barkhayot Juraev on Unsplash

Поколения, рожденные ещё до повсеместного использования гаджетов, до сих пор тяготеют к образу традиционной библиотеки, и привлечь их внимание не так сложно. Молодые люди и дети, которые с рождения не выпускают из рук телефоны, планшеты и компьютеры, требуют к себе особого подхода. Если библиотеки для взрослых, как уже было отмечено выше, просто становятся местом для работы, учебы и отдыха, то с детскими библиотеками такое не работает.

Перед теми, кто берётся, модернизировать детские библиотеки стоит непростая задача. С одной стороны, нужно адаптироваться к современности и активно внедрять технологии, которые будут сопровождать маленького гостя буквально на каждом шагу. С другой — нельзя допустить, чтобы изначальное предназначение библиотеки — сбор и хранение книг для общественного использования — было утеряно. В отличие от просмотра визуального контента в интернете, чтение книг развивает воображение и образное мышление, поэтому так важно прививать детям любовь к чтению с ранних лет. Здесь, конечно же, большее значение имеет подход родителей к воспитанию. Однако библиотеки могут сыграть свою важную роль, помогая как мамам и папам, так и самим малышам и особенно подросткам.

Не проект, а жизнь

Россия исторически считается страной, которая раньше других начала создавать места чтения для детей и молодежи. Самая большая детская библиотека в мире находится в Москве. Однако до сих пор многие российские библиотеки не адаптировались к современности и не начали внедрять IT-технологии в процесс работы.

Позитивным примером для наших соотечественников может стать Южная Корея. Здесь показатель использования гаджетов на душу населения один из самых высоких в мире, поэтому страна просто не могла обойти процесс модернизации общественных пространств стороной. К тому же в Корее с начала XXI века разворачивается политика, направленная на расширение численности библиотек и улучшение их устройства.

Автор фото: Захаренко Кристина
Автор фото: Захаренко Кристина

Одним из самых ярких примеров этой тенденции может стать Национальная библиотека детей и молодежи. Её сотрудники разрабатывают специальные программы для детского развития, связанные с программированием, дизайном, робототехникой, дополненной, расширенной, смешанной и виртуальной реальностями. Их может посещать любой желающий. Модернизируются и сами книги. Так, дети могут навести камеру планшета на страницы томика и увидеть, как персонажи сказки оживают и двигаются. Такая технология используется и для создания 3D-головоломок, развивающих логическое мышление.

Могут маленькие гости стать и персонажем книги, путешествуя по миру сказок вместе с героями и переживая сюжеты на «собственном опыте». В отдельных залах библиотеки расположены специальные экраны, если встать перед одним из них и начать двигаться, датчики считают движения, перенесут изображение на дисплей и ребенок сам сможет влиять на ход истории. К слову, среди списка сказок можно встретить и «Трёх поросят».

Есть в бывшей «читальне» также комната, куда можно зайти только без обуви. Стены, пол и даже потолок становятся частью учебного процесса, рассказывая детям в игровой форме о цветах, животных или книгах. Нужно всего лишь нажать на одну из частей стены, и герои сказок расскажут о важности чтения или же обитатели мира зверей охотно поделятся историями о себе и сородичах.

Автор фото: Захаренко Кристина
Автор фото: Захаренко Кристина

Отдельный вид активности для детей и подростков — познание проблем современного мира через шлемы виртуальной реальности. Сейчас в библиотеке разработано три сюжета. Один из них предлагает узнать больше о загрязнении окружающей среды, вымирании животных и роли человека в охране природы. Другой — говорит на эту же тему, но в формате научного детектива. Детям предлагается расследовать причины гибели альбатросов. Как выясняется в конец, птицы страдают от выброса пластика в океан и на пляжи.

В Национальной библиотеке детей и молодежи предоставляется возможность участия в мероприятиях и мастер-классах. Так, дети могут самостоятельно создать робота и даже запрограммировать его. Можно попробовать поработать и с искусственным интеллектом. Сотрудники библиотеки учат применять эти технологии и в дизайне, и в робототехнике, и во многих других сферах.

Автор фото: Захаренко Кристина
Автор фото: Захаренко Кристина

Это лишь небольшая часть проектов модернизации южнокорейских библиотечных пространств. Однако, как показывает их положительный пример, невозможно привлекать внимание детей и подростков и прививать любовь к чтению, не меняясь и не подстраиваясь под время. Возможно, нечто подобное скоро предстоит увидеть и посетителям российских библиотек, ведь проблема сниженного интереса к книгам стоит всё острее?