"После восьмого класса, когда началась профориентация, я выбрала театральный класс за компанию с подружкой... Кто-то один раз в неделю ходил на фабрику, учился на швею или кузнеца, а у нас был театр", – вспоминает Татьяна Лютаева. 12 марта прекрасная актриса отмечает день рождения. От всей души желаем имениннице здоровья, успехов, творческого вдохновения для новых ролей и режиссерских проектов. Пользуясь замечательным поводом, делимся историями, связанными с ее кинокарьерой.
Родилась 12 марта 1965 года в городе Новая Каховка.
Образование: актерский факультет ВГИКа, мастерская Алексея Баталова.
Избранная фильмография (актриса): "Гардемарины, вперед!", "Дама с попугаем", "Виват, гардемарины!", "За последней чертой", "Семь дней после убийства", "Черный квадрат", "Над темной водой", "Ты есть...", "Письма в прошлую жизнь", "Женская собственность", "Другая женщина, другой мужчина", "Жизнь одна", "Есенин", "Умножающий печаль", "Псевдоним "Албанец", "Руд и Сэм", "Я лечу", "Суд", "Вдовий пароход", "Земский доктор", "Метод Лавровой", "Откровения", "Только ты", "Пять звезд", "Любовь не делится на два", "Гетеры майора Соколова", "Людмила Гурченко", "72 часа", "Мамочки", "Метод Фрейда-2", "Анна Каренина", "Синичка", "Давай найдем друг друга", "ГДР", "Онегин".
Фильмография (режиссер): "Камень, ножницы, бумага", "Единица Монтевидео".
Гардемарины, вперед! (1987)
В свой дебютный фильм "Гардемарины, вперед!" Татьяна Лютаева попала благодаря рекомендации Михаила Мукасея, сына Светланы Дружининой. В то время он учился на операторском факультете ВГИКа, а Татьяна оканчивала актерский. Зная о безуспешных поисках исполнительницы на роль Анастасии Ягужинской, Михаил посоветовал матери сходить во ВГИК на дипломный спектакль "Тень", где Лютаева играла певицу Юлию Джули. Дружинина посмотрела спектакль, а на следующий день актриса получила приглашение на пробы.
Семь дней после убийства (1991)
После успеха картины "Гардемарины, вперед!" на всех исполнителей главных ролей свалилась невероятная популярность и масса новых предложений. Однако Лютаевой пришлось сделать перерыв в карьере, поскольку 11 мая 1988 года она родила дочку Агнию. "В финальной сцене фильма, когда Ягужинскую гардемарины увозят в карете от графа де Брильи, я снималась на восьмом месяце беременности", – признается актриса. В том же году она успела сняться лишь в фильме "Дама с попугаем". Вскоре вместе с мужем Олегасом Дитковскисом и дочкой Лютаева уехала в Вильнюс, где поступила в труппу Вильнюсского русского драматического театра.
Возвращением в кино стала главная роль в детективе "Семь дней после убийства", снятом на студии "Азербайджанфильм" режиссером Расимом Оджаговым. Фильм вышел на экраны в мае 1992 года и немало удивил поклонников исполнительницы сменой ее амплуа. На этот раз вместо романтической героини Лютаева сыграла расчетливую и циничную генеральскую дочь, готовую на все ради своего благополучия.
Другая женщина, другой мужчина (2003)
С распадом Советского Союза и упадком кинопроизводства предложений становилось меньше. После 1994 года актриса перестала сниматься, но продолжала работать в Вильнюсском русском драматическом театре, организовала фестиваль "Русское кино". С 1999 года стали появляться редкие предложения. В 2003 году режиссер Константин Худяков пригласил Татьяну сняться в картине "Другая женщина, другой мужчина" и посоветовал остаться в Москве: "Кино у нас начинает оживать, давай возвращайся". На тот момент Лютаева была дважды разведена, воспитывала 15-летнюю дочь Агнию Дитковските и 4-летнего сынишку Доминикаса, рожденного в браке с режиссером Рокасом Раманаускасом. По ее словам, накануне съемок она приняла решение перебраться в Москву, "поехала в Литву и вернулась уже с детьми, двумя чемоданами и собакой".
Пять звезд (2012)
Татьяна Лютаева особенно ценит возможность сыграть необычные характеры и обстоятельства, как, например, в мелодраме "Пять звезд" (2012) режиссера Вячеслава Яковлева. По сюжету фильма пять женщин случайно встречаются в дамской комнате шикарного ресторана, где празднуется юбилей телемагната, и много чего узнают о собственной жизни. "...Очень важный для меня фильм. Играть такой сочный, колоритный материал почла на честь", – признается исполнительница. А еще на съемках картины она осуществила мечту поработать с Еленой Яковлевой: "Раньше я знала ее по ролям в кино, в "Современнике", восхищалась ее талантом... Мы с Леной Яковлевой за две недели съемок в Минске просто сроднились". На площадке актрисы быстро нашли общий язык, много импровизировали, причем так удачно, что режиссер включил в картину большинство их придумок.
Камень, ножницы, бумага (2019)
В 2019 году Татьяна Лютаева дебютировала как режиссер и сценарист, сняв фильм "Камень, ножницы, бумага". Идея картины возникла в то время, когда дочь Агния ходила на занятия по актерскому мастерству и делилась с мамой своими впечатлениями. Однако у востребованной актрисы не хватало времени сесть и записать свои мысли. Однажды на съемках она повредила связки на ноге и оказалась в вынужденном простое. Тогда и появилась история о двух актрисах, матери и дочери. У одной карьера на закате, другая только входит в профессию.
Роль дочери Татьяна писала сразу в расчете на Агнию, сама же сниматься не собиралась. В первоначальном сценарии, рассчитанном на короткий метр, роль матери ограничивалась разговорами по телефону. В ходе работы сюжет дополнялся и получилось полнометражное кино. "И я рискнула сыграть эту роль сама. Сейчас я окончательно понимаю, что каждый должен делать свое дело", – признается Лютаева, решившая больше не совмещать актерство и режиссуру в своих фильмах. В настоящее время поклонники исполнительницы ждут выхода на широкий экран ее второго режиссерского проекта – драмы "Единица Монтевидео".
Друзья, присоединяйтесь к поздравлениям, пишите в комментариях свои любимые фильмы с участием Татьяны Лютаевой и не пропустите ее знаковую работу в картине "Гардемарины, вперед!". Ссылка на программу телеканала "Мосфильм. Золотая коллекция" здесь. Читайте и другие статьи:
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого.