Американцы предпочли бы забыть так называемый период «недомогания» в автомобильном мире. Это началось в 1973 году, прямо перед первым нефтяным кризисом, и продолжалось около десяти лет, и за этот период вышли одни из худших моделей в истории Детройта.
Законы о расходе выхлопных газов убили мощность двигателей, а новые меры безопасности повлияли на увеличение массы транспортных средств. В то время конечно были знаковые модели, такие как Pontiac Trans Am или Buick Regal Grand National, но, в конце концов, ни одна из них не стала достойной классикой, как их предшественники. Также в то время были рекордные результаты продаж таких люксовых брендов, как Oldsmobile, Buick, Cadillac, Mercury, Lincoln и Chrysler. Однако в этом «рабочем» классе бестселлером стала Honda Accord, и компании из Детройта искали способ победить японского гиганта в их же игре.
Была только одна проблема: у американских компаний не было никакого опыта работы с переднеприводными автомобилями. Эта деталь еще не имела большого значения в 70-е годы, но в начале нового десятилетия она оказалась решающей в убеждении клиентов купить именно эту модель.
Он не только имел преимущество за счет более просторного салона, но и, конечно же, демонстрировал доминирование в теме экономии в то время, когда Америку поразил очередной нефтяной кризис. Реакции Ford и Chrysler на успех Accord придется подождать некоторое время, но General Motors подготовила к 1980 году настоящее вторжение новинок. Самым популярным из них стал Chevrolet Citation, на этой же платформе выпускались также Pontiac Phoenix, Oldsmobile Omega и Buick Skylark. Нельзя сказать, что они были слишком привлекательными с точки зрения дизайна, но для своего периода они представляли собой солидное предложение, в большинстве случаев опережающее конкурентов. Например, при длине 4,5 метра Citation был длиннее своего предшественника Nova и на 360 килограмм легче.
Это позволило Chevrolet отказаться от громоздких двигателей V8 и предложить более экономичные четырех- и шестицилиндровые двигатели. Покупатель мог выбирать между тремя комплектациями. Механическое предложение было основано на трех двигателях. Базовый с четырьмя цилиндрами развивал 90 л.с. при рабочем объёме 2,5 литра, тогда как большинство покупателей остановили свой выбор на 2,8-литровом со 115 л.с. На вершине гаммы находился спортивный пакет X-11 со специальными бамперами, доработанной подвеской, более качественными шинами и мощнее на 30 «лошадей» с тем же двигателем. В гамму коробок передач входили четырехступенчатая механика и трехступенчатый автомат.
Начало Citation было бурным. Chevrolet разрекламировала информацию о том, что новинка предлагает более просторный салон, чем у ее более крупной модели Malibu, и больший багажник, чем у Impala и в итоге было реализовано 811 540 экземпляров.
Это сделало его бестселлером, и по сей день он удерживает рекорд самого продаваемого автомобиля в год своего дебюта. Отмечу, что Citation был признан автомобилем года престижным журналом Motor Trend. Первоначальная цена составляла менее шести тысяч долларов или 19 800 на сегодня.
Однако слава была недолгой, имидж подпортила надежность. Коррозия проявлялась всего через шесть месяцев, и Chevrolet была вынуждена отозвать около 225 000 единиц из-за утечек масла из трансмиссии. Но самый большой скандал разразится на счет тормозов. Более поздние исследования показали, что Chevrolet знала об этой проблеме, но не хотела производить ремонт.
Когда эта новость стала известна, продажи упали до 413 379 в 1981 году, что все еще было достаточно для второго места в списке бестселлеров. Но в последующие годы он продолжал резко снижаться, и после 1985 года выпуск Citation был постепенно прекращен. На смену ему пришли модели Corsica и Beretta. Citation на самом деле имел огромный коммерческий успех, всего за шесть лет производства было продано более 1,6 миллиона единиц. Если добавить сюда результаты продаж его близнецов со значками Pontiac, Oldsmobile и Buick, цифра окажется как минимум вдвое выше. Это также положило начало тенденции General Motors в отношении переднеприводных автомобилей.
Бестселлерами позже станут Celebrity и Cavalier. Но можель Citation сильно повредила имидж крупнейшего американского производителя. General Motors снова контролировала 45% американского рынка в начале 80-х годов, а десять лет спустя — только 35%.
Не сомневаюсь, что Citation была «белой вороной» и первой серийной моделью General Motors, оснащенной новыми технологиями. Большинству она запомнится по скандалам, но понятно, что компания извлекла уроки из своего производства, поскольку далее подобных проблем не было.