Как-то на днях встретился мне около магазина человек. Мужик как мужик, одет только странно, на улице почти весна, а он в пуховом комбинезоне и огромной мохнатой шапке. И ещё взгляд у него был какой-то потерянный, как у человека с плохим зрением, который забыл дома очки. Видимо заметив, что я пристально на него смотрю, он несмело проговорил:
- Товарищ... товарищ, какой сейчас год?
- 2024-й, март - я, конечно, удивился вопросу, но воспитание заставило ответить.
- А город, какой это город?
В его голосе было столько мольбы, что я ответил и на этот вопрос.
- Тольятти.
- Это я сейчас, выходит, на Новой Земле? Как это меня угораздило...
- Нет, в Самарской области - уже с некоторым раздражением сказал я. - Скажите, может, вам нужна помощь? Полицию вызвать или... - я замялся, не зная, как сформулировать своё предложение - врачей?
- Нет, нет, вы не подумайте, что я сумасшедший... Я вообще историк. Только вот думаю, что я не отсюда.
- Из другого города?
- Из другого мира...
Я завёл его в ближайшую пельменную, заставил снять его нелепую верхнюю одежду, усадил за столик в углу и взял на раздаче две порции самолепных пельменей. Всё это время он вёл себя тихо, как будто находясь в глубокой задумчивости. Мы разговорились. Его история была настолько интересна и немного нереальна, что говорили мы долго. Вернее, говорил в основном он, а я, забыв об остывающих пельменях, слушал.
Потом, когда он закончил свой рассказ, мы, обсудив его, и даже немного поспорив, пришли к мнению, что мы с ним из параллельных миров. Что с определённой временной точки наша история разошлась, хотя до этого была общей. С группой товарищей он приехал в историческую экспедицию на Волгу, в экспедиционной палатке они обмыли это событие, и, видимо, довольно крепко, ибо с утра он очнулся в незнакомом городе с жутким похмельем.
- А потом подошли вы, - пробормотал он, выпивая третий стакан компота - и я очень вам благодарен, что вы меня выслушали, а не сдали в психушку...
Я ободряюще улыбнулся, и он продолжил:
- Видите ли, я историк, пишу исследование по новейшей истории нашей... - он запнулся - своей страны. Хотите почитать черновик?
С этими словами он достал из внутреннего кармана своего необъятного комбинезона внушительной толщины папку.
Хочу ли я? Конечно, хочу. И прямо там, за угловым столиком, я углубился в чтение. История была настолько захватывающая, что я не остановился, пока не закончил читать. А когда поднял глаза от рукописи, моего нового знакомого уже не было. Я не знаю, ушёл ли он на наши улицы, или просто растаял, вернувшись в свой мир, но больше я его не видел. Только сотня листов с записанной на них историей чужого мира служит подтверждением того, что он вообще был.
Я решил поделиться этой историей с вами, оформив её для удобства восприятия в виде некой хронологии. И начну с точки, в которой истории наших миров кардинально разошлись.
1974-й год, май. ЦК КПСС и Совмин СССР, изучив проблему с дефицитом некоторых продовольственных товаров в магазинах государственной торговли РСФСР, а также принимая во внимание, что в магазинах кооперации подобного явления не наблюдается, принимают решение о сокращении числа государственных магазинов и наращивании числа магазинов кооперативных и колхозных рынков. А с целью преодоления разницы в ценах в вышеуказанных магазинах, повышения доходов жителей РСФСР, рекомендовать жителям республики уезжать на заработки на так называемые севера и стройки века.
1975, январь. Учитывая массовый характер отъезда жителей РСФСР на заработки, партия и правительство принимает решение кратно увеличить количество авиа- и железнодорожных перевозок на Крайний север и БАМ. Разработаны типовые проекты жилых вагончиков и землянок. Пока не будут построены постоянные жилища. В Прибалтике, Закавказье и Средней Азии без изменений. Украинцы пока присматриваются, белорусы присоединяется к жителям РСФСР, выполняя постановление партии и правительства.
1976, сентябрь. 16 миллионов человек досрочно построили БАМ. Учитывая их нежелание возвращаться в европейскую часть РСФСР, партия и правительство принимает решение начать новые стройки века - ж/д трассу Бугульма - Колыма и Горячий Ключ - Анадырь. Плотность населения побережья Северного Ледовитого океана превысила плотность населения Тульской и Курской областей. В Прибалтике, Средней Азии и Закавказье без изменений. Украинцы начинают понимать, что опаздывают, и также начинают массовую миграцию на север.
1980, июль. 90 процентов населения РСФСР, БССР и 105 процентов населения УССР проживают севернее линии Архангельск - Анадырь. По количеству построенных железных дорог СССР выходит на первое место в мире, по их загруженности - на девяносто пятое. На золотом прииске в Бодайбо 6 миллионов человек вычерпали всё золото. По добыче нефти страна превзошла Аравийский полуостров. Для новых нефте- и газохранилищ используются опустевшие территории европейской части страны. Разработаны проекты улучшенных бытовок и землянок. Поскольку сельским хозяйством в традиционных районах заниматься некому, объявлена очередная стройка века - гигантская теплица на побережье Белого моря. Государственные магазины, в том числе и промтоварные, полностью упразднены, вся торговля переведена на рынки и в кооперацию. Цены растут кратно, но народ может себе позволить, ведь они все работают на стройках века и на северах. В Прибалтике, Средней Азии и Закавказье без изменений.
1982, март. Обьявлено о победе развитого социализма за полярным кругом, намечается построение коммунизма через десять лет там же. Прибалтика, Средняя Азия и Закавказье завидуют, но переселяться не спешат. Их и там неплохо кормят. Народ волнуется и требует строительства морских платформ в Северном Ледовитом Океане, вплоть до полюса. Там зарплата больше, а то начинает не хватать на кооперативные магазины и рынки. Да и в улучшенных землянках неудобно. Идя навстречу пожеланиям трудящихся, партия и правительство принимает программу мегастройки века - переноса городов за северный полярный круг. Первым на побережье обской губы переносят Киров. Потом Орёл и Калугу. ВАЗ вместе с Тольятти перевозят на Новую Землю, где он выпускает только Ниву, остальные модели не прошли проверку севером. Для удобства, и чтобы быть ближе к народу, столицу переносят в Новосибирск. Москва хиреет вслед за остальной европейской частью.
1985, октябрь. Построена первая платформа непосредственно на Северном полюсе. На европейской части страны организован огромный заповедник, люди ездят туда посмотреть на траву и деревья. Из всей страны на юге живут только в Сочи и Крыму, кому-то же надо обслуживать туристов-северян. Они считаются нищебродами. Столица переносится в Бодайбо. Народ недоволен выравниванием зарплат, ведь теперь все работают на северах и стройках века. Украинцы поняли, что лоханулись, мёрзнут и хотят домой. Но все города и сёла давно перенесены за Плярный круг. В Прибалтике, Средней Азии и Закавказье без изменений. Их и там неплохо кормят...
... К сожалению, на этом записки незнакомца обрываются. Вспоминая наш с ним разговор, припоминаю, что столицу таки перенесли на платформу на северном полюсе и назвали Нью-Васюки. Народ счастлив, ведь все они работают на Северах и стройках века. Партия и правительство счастливы, потому, что народ счастлив. Прибалтика, Средняя Азия и Закавказье тоже счастливы, ибо у них без изменений...
Автор - Престарелый Neo