Продолжение темы.
Таким образом, может быть известно, что командующий армиями является вершителем судеб народа, человеком, от которого зависит, будет ли нация в мире или в опасности.
Все матери несут ответственность за здоровье своих детей. Они являются "вершителями судеб народа". В данном случае народом и нацией является их дети. Это не единственный случай, когда Сунь-Цзы подчеркивает важность лидерства и его взаимосвязи с государством, нацией, семьёй или группой. В следующей главе он пишет, что генерал (в данном случае матери) является оплотом государства.
Опять же, читатель должен быть гибким в понимании слова "состояние". Если генерал или лидер группы совершенен во всех отношениях, государство будет сильным; если оплот (генерал, суверен или родитель) несовершенен, государство (последователи, граждане, дети) будет слабым. В этой басне матери и их детеныши образовали три государства, живущие на дубе. Матери - генералы. Если матери совершенны во всех отношениях (вспоминайте, что есть отношение применительно к развитию), детеныши в безопасности, если нет, они слабы.
Кошка, согласно знаниям, содержащимся в этой сентенции, выбрала план выживания и привела его в действие. Кошка отреагировала на ситуацию, Орёл и Дикая свинья отреагировали на Кошку, вместо того чтобы делать свои собственные оценки, основанные на информации, на которую они могли бы положиться лучше.
Орёл и Дикая свинья не были полноценными во всех отношениях, и поэтому они и их потомство не смогли выжить. У обоих была возможность выжить, преодолев свой страх, однако они позволили врагу повести себя за собой. Два народа погибли, а один остался.
P.S. Опытные управленцы разглядят ещё в действиях кошки и реализацию принципа иезуитов «разделяй и властвуй». Если бы Орёл и Дикая свинья объединились против Кошки, то она бы проиграла. Кошка же не допустила этого.
P.P.S. Примените эту трактовку к текущему состоянию у нас в стране с вопросами семьи, образования и т.д.