Орлица свила своё гнездо на вершине высокого дуба. Кошка, найдя удобную нору, жила со своими котятами в середине ствола; а Дикая свинья со своим потомством укрылась в дупле у его подножия.
Кошка решила уничтожить своим искусством эту случайно созданную колонию. Она забралась в гнездо Орла и сказала:
"Разрушение готовится для тебя, и для меня тоже. Дикая свинья, которую вы можете видеть ежедневно копающейся в земле, хочет вырвать с корнем дуб, чтобы, когда он упадет, захватить наши семьи в качестве пищи".
Затем она прокралась к пещере Свиньи и сказала:
"Ваши дети в большой опасности, потому что, как только вы выйдете со своим выводком на поиски пищи, Орел приготовится наброситься на одного из ваших поросят."
Когда наступила ночь, она вышла бесшумно ступая, и добыла пищу для себя и своих котят; но, притворяясь испуганной, она весь день была настороже. Тем временем Орёл, полный страха перед Свиньей, неподвижно сидел на ветвях, а Свинья, напуганная Орлом, не осмеливалась выйти из своей пещеры. Таким образом, каждый из них со своими семьями погиб от голода.
Мораль: навязывай врагу свою волю, но не позволяй навязывать ему свою волю тебе.
Расшифровка
Способность одного человека сеять абсолютный хаос просто с помощью слов и существующего фанатизма поразительно продемонстрирована в этой басне.
Разрушенные предприятия, разорванные семьи и страны, разрушенные войной или политическими беспорядками. Все животные представлены силами и динамикой, которые Эзоп вплел в эту историю о трёх семействах животных. Предполагалось, что его история станет зеркалом его мира, его времени, но она настолько отражает динамику недоброжелательности и желания выжить за счёт других, что все ещё применима к современности. Этот тип конфликта каждый день попадает в новости по всему миру. Эзоп и представить себе не мог, что телевизионные шоу, основанные на такого рода проказах, будут иметь ошеломляющий успех.
Он разбирался в театре, развлечениях, актуальной истории и человеческом поведении, но то, что люди позволяют публике быть свидетелями их неподобающего, отвратительного, деструктивного поведения, вероятно, было выше его понимания.
Практически при любом другом сценарии люди столкнулись бы с упрёками, негодованием и осуждением, но вместо этого они собирают обожающих их последователей. Люди, похоже, хотят, чтобы их развлекало то самое поведение, которое они не приняли бы в своей собственной жизни. Эта удивительная басня охватывает стратегию и тактику, навязывание воли не одному, а двум врагам одновременно, использование территории, альянсов, притворства, хитрости и страха, разработки плана, основанного на ситуации, для достижения конкретной цели. Легко представить, что Сунь-Цзы, если бы он знал об этом, использовал бы эту басню для обучения своих курсантов. Эзоп, возможно, и решил рассказывать истории, исследующие поведение человека, используя животных, но он также проявил гениальность в искусстве войны.
Многие читатели считают, что это мрачная история. Для воина она наполнена важной информацией для выживания, а также о том, как одержать победу. Эзоп запечатлевает так много характеристики войны, конфликта, что одна эта басня содержит достаточно неосязаемой информации, которой можно было бы заполнить целую книгу.
Эзоп в своих баснях описывает много характеристик, основ, принципов и констант войны и конфликта, но эта особенно. Невероятно, но эта басня содержит и демонстрирует достаточно военных принципов, чтобы заполнить множество военных руководств. Трудно поверить, что Эзоп не имел формальной военной подготовки.
Когда басни Эзопа читаются наряду с "Искусством войны", озарения продолжают приходить, а образование воина, гражданского или военного, поднимается на более высокий, глубокий уровень и будет длиться всю жизнь. При более глубоком понимании стратегии и тактики у воина появляется больше возможностей для выбора, а это, конечно же, означает большую силу.