Вот еще один совсем не маленький дом, стоящий на узенькой улочке. Собственно, когда-то улица Жуковского, названная в честь проживавшего на ней основателя отечественной гидро- и аэродинамики Николая Егоровича Жуковского, и улицей не считалась. Была всего лишь Мыльниковым переулком между Большим Харитоньевским и улицей Макаренко. А в 1850-1870-х тот переулок и вовсе скромно именовался Кривым.
(Для справки: Николай Егорович Жуковский переселился сюда, в Мыльников переулок, дом №8 строение 2 из дома Ильи Победимова, о котором я рассказывал три дня назад, и прожил в нем до 1921 года.)
Улочка и правда очень узка и изгибиста. Две машины разъедутся, три – уже не факт.
И если в предыдущих статьях я мог упомянуть, что некоторые дома с виду неприметны, и мимо них можно запросто пробежать и не заметить, если не зацепиться взглядом за отдельные детали, то мимо этого дома пройти и не замедлить шаг – почти невозможно.
Четырехэтажный доходный дом для Елены Алексеевны Соловьевой, жены врача и благотворителя Соловьева Николая Васильевича…
…Выстроил в 1905 году архитектор Петр Анисимович Ушаков
По всей видимости, доходное владение доктор Соловьев оформил на супругу, что в те времена было распространенной традицией. Уже тогда состоятельные граждане предпочитали записывать недвижимость на родственников… так сказать, на всякий случай.
Дом в стиле элегантного, ненавязчивого модерна архитектор выстроил так, что тот своей протяженностью повторил естественный изгиб улицы. Облицевал его светлой плиткой-кабанчиком, а пространство между вторым и третьим этажами украсил темно-зелеными вставками из абрамцевской керамики. А четвертый этаж – лепниной (7 фото).
При этом говаривали, что кое-какие элементы и приемы Петр Анисимович скромно позаимствовал у своего маститого коллеги Льва Кекушева.
А еще на фасаде зодчий устроил двухуровневые эркеры с коваными навесами. Один из оригинальных навесов, на пару с ажурной балконной решеткой, уцелел до сего дня (3 фото).
По некоторым сведениям, квартиры в доме были в основном шестикомнатные и выходили окнами на обе стороны – и на улицу, и во двор.
Супруги Соловьевы сдали те квартиры внаем, при этом оставив часть помещений для себя. Они и сами жили в том доме, и в нем же Николай Васильевич работал, открыв кабинет для личной медицинской практики.
Традиционных магазинов на первом этаже устроено не было, но оказывалась в этом доме не только врачебная помощь. Часть помещений заняла типография. А в одной из квартир поселился отставной штабс-капитан Феликс Ксаверьевич Вишневский, до того увлекавшийся фотографией, а на момент постройки дома – гальванопластик и владелец фабрики «Художественная бронза и церковная утварь».
К слову сказать, сам Николай Соловьев помимо врачебной деятельности увлекался автотранспортом, даже являлся членом Московского автомобильного общества. И, как я упомянул выше, занимался благотворительностью – поддерживал Общество вспомоществования нуждающимся ученикам 6-й московской гимназии, что располагалась на Мясницкой улице.
Семейная чета тихо-мирно жила здесь до 1917 года. А после наступления новых времен на смену старым жильцам…
…И люди в доме начали селиться новые
В двадцатых годах прошлого века дом в Мыльниковом переулке стали называть «Маленькой Одессой». И облик самого дома навевал ассоциации, и среди новых обитателей оказалось много одесситов. Большинство из них – участники литературного сообщества под названием «Коллектив поэтов» – известные стихотворцы, переселившиеся после Гражданской войны в столицу Советского Союза, некоторые из которых впоследствии прославились в качестве прозаиков.
К примеру, в одной из комнат коммунальной квартиры под номером 2 с 1922 по 1929 годы проживал знаменитый писатель Валентин Петрович Катаев, ученик Ивана Бунина (кем он сам себя считал и называл), сотрудник газеты «Гудок» и автор «Сына полка» и сказки «Цветик-Семицветик».
С 1923 года в комнатушке Катаева поселился его друг Илья Арнольдович Ильф. А родной брат Катаева и соавтор Ильфа Евгений Петров (псевдоним он взял по имени отца) регулярно гостил у них, обсуждая литературные планы и делясь мнениями о написанном и прочитанном.
Заодно в гости к Катаеву частенько заглядывал поэт, драматург и переводчик Эдуард Багрицкий.
Еще одним знаменитым обитателем дома в 1930 году сделался создатель «Трех толстяков» Юрий Карлович Олеша, проживший здесь не так долго, всего год с небольшим. Но пьесу «Список благодеяний» и рассказы «Записки писателя» и «Альдебаран» в этом доме он написать успел.
Ну а раз уж я упомянул Ильфа и Петрова, то…
…Грех будет упустить из виду еще одного яркого персонажа
Им стал поселившийся в этом во всех смыслах примечательном доме Осип Беньяминович Шор, герой и сочинитель авантюрных историй (не писатель, просто приврать и прихвастнуть любил) и сам большой авантюрист. Искал (и находил!) средства к существованию он виртуозно и там, где, казалось, для него их и быть не могло. В 1918-1919 годах на родине, в Одессе, представлялся то шахматистом-гроссмейстером, то художником, то представителем антисоветской подпольной организации. Даже фиктивно женился на толстенькой дамочке лавочнице, чтобы иметь бесплатный прокорм и место где перезимовать.
Не напоминает никого? Вот и мне напомнил великого комбинатора, идейного борца за денежные знаки Остапа Ибрагимовича Бендера. А его недолго праздновавшая семейное счастье супруга – «знойную женщину, мечту поэта» мадам Грицацуеву.
Впоследствии же он (вдобавок ко всем прочим неисчислимым талантам и родам деятельности) работал инспектором угро Одесской ЧК и даже участвовал в борьбе против группировки Мишки Япончика.
Собственно говоря, официально, хоть и с оговоркой, считается, что Осип Шор и был «предположительно» прототипом Остапа Бендера. В пользу этого факта, хоть и не подтвержденного документально, говорит не только его авантюрный характер, но и то, что девичья фамилия его матушки звучит весьма созвучно – Бергер, и то, что, мечтая когда-нибудь переселиться жить в Бразилию или Аргентину, Шор одевался в светлые костюмы и постоянно носил белую капитанскую фуражку и длинный шарф.
Да и о своих похождениях он регулярно рассказывал Валентину Катаеву, с кем близко дружил. А тот поведал эти истории своему другу-журналисту Ильфу (чье настоящее имя, для справки, было Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг).
(5 фото)
Жили в этом доме и другие знаменитости, но перечислять их всех, боюсь, не хватит ни времени, ни терпения моих дорогих читателей.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!