Найти в Дзене
KUPIKOD

«Мы потеряли годноту?»: 5 игр, которые могли стать шедевром — но так и не вышли...

Оглавление

Порой кажется, что судьба игровой индустрии всецело зависит от банальной случайности, стечения обстоятельств и капризов фортуны. Мы можем только гадать, что могло бы произойти, если бы некоторые игры вышли на свет.

Сегодня я хочу поговорить о тех проектах, которые, казалось, были обречены на успех, но по воле случая так и остались лишь обрывками кода и набросками концепт-артов. Эти пять игр могли стать настоящими шедеврами... Если бы вышли. Но, по разным причинам, их отменили. Уничтожили. И мне искренне жаль за эти несбывшиеся шедевры.

Почему именно эти проекты? Что в них было такого? Давайте разбираться.

5 место: Fallout 3 от Black Isle

Изначально Fallout 3 создавался той же студией, что и первые части культовой серии — Black Isle Studios. Это была изометрическая RPG в лучших традициях Fallout, но уже в полностью трехмерном мире. На момент отмены проекта был готов пакет дизайн-документов, черновой вариант сценария и даже играбельный билд на новом движке с примерно 10% от целевого объема контента (который позже каким-то образом утек в сеть).

Разработку «сбило на лету» банкротство Interplay, владельца студии Black Isle. Игра была закрыта, а команда распущена. Проект был обречен на вечное забвение в архивах, так и не успев толком начаться... Или нет?

Я бы поставил эту игру на одно из первых мест в списке потерянных шедевров... Вот только права на Fallout выкупила Bethesda — и триумфально перезапустила серию своей интерпретацией Fallout 3.

Что могло быть?

Трудно сказать, какой была бы игра от Black Isle, но учитывая их опыт с предыдущими частями Fallout, есть все основания полагать, что она стала бы достойным продолжением легендарной постапокалиптической RPG-серии. Возможно, мы бы увидели более мрачный и жесткий мир, с большим вниманием к ролевой составляющей и нелинейности повествования.

Fallout 3, которого не было...
Fallout 3, которого не было...

С другой стороны, Fallout 3 от Bethesda привнесла в серию вид от первого лица, акцент на исследование мира и повествование через окружение, что сильно повлияло на жанр ролевых игр в целом. Так что — вроде как и жаль, а вроде как что ни делается, все к лучшему...

4 место: Call of Duty Future Warfare (Project NX1)

Это — так и не случившаяся «космическая» часть серии Call of Duty на движке Modern Warfare 2, которая могла бы выйти в начале 2010-х. Видео слитого билда, готового примерно на 40%, демонстрировало впечатляющую картинку — выглядело и игралось все это явно куда лучше, чем вышедший много лет позже Infinite Warfare.

Будущее, которого не случилось

Каким могло быть будущее серии, не отменись этот проект? Пожалуй, Call of Duty отправилась бы в космос раньше своих конкурентов, опередив тренды и предвосхитив популярность «космической ниши» в жанре шутеров от первого лица.

-3

Взяв за основу современный сеттинг Modern Warfare, но развив его до футуристических масштабов, игра могла бы предложить совершенно новый взгляд на культовую франшизу — пока она была ещё именно что «культовой», а не «конвейерной».
Бои в открытом космосе, высадки на безатмосферных мирах, оружие на основе ультрасовременных технологий — все это заложило бы новый вектор развития CoD.

-4

Не исключено, что вдохновившись успехом «космического» спин-оффа, последующие игры основной серии также могли пойти по пути научной фантастики — так же, как пошли в нашей истории, но на несколько лет раньше. Увы, мы никогда не узнаем наверняка, что из этого могло получиться. Проект был закрыт на ранних стадиях разработки, и в итоге «космический» Call of Duty так и не состоялся.

3 место: Hyenas

Hyenas — так и не вышедший мультиплеерный шутер от SEGA, закрытый буквально на стадии бета-теста. Игра была практически готова — к стадии бета-тестирования ее готовность оценивалась в 95%! Но в последний момент издатель SEGA сама отменила проект из опасений, что релиз может окончиться провалом.

-5

Основа геймплея в этом проекте — командные сражения на арене в условиях пониженной гравитации ради выноса трофеев с вражеской базы. Невесомость позволяла игрокам совершать головокружительные трюки и ловкие маневры. Звучит интригующе, не правда ли? Мне кажется, что у Hyenas был огромный потенциал стать новым словом в жанре мультиплеерных шутеров.

Упущенный шанс?

Почему мне так жаль за эту игру? Потому что всего через полгода после отмены Hyenas на свет вышла The Finals — с почти идентичной геймплейной концепцией командных перестрелок за трофеи на замкнутых аренах... и игра «сорвала кассу», став настоящим феноменом.

Разве это не иронично? SEGA могла стать первопроходцем в новом жанре, но из-за опасений за без того потраченный бюджет всё испортила.
-6

Возможно, SEGA поддалась панике и преждевременно «похоронила» потенциальный хит. Кто знает, может Hyenas ждал такой же успех, как и ее «альтернативу» The Finals? Легкий и увлекательный мультиплеер на компактных картах в стилистике «нулевой гравитации» мог бы стать новым трендом. Но этого, увы, мы никогда не узнаем...

2 место: Scalebound

Scalebound была попыткой известной студии PlatinumGames, прославившейся как разработчики серий Bayonetta и NieR, создать большую ролевую игру в открытом мире. Причем не просто RPG, а с огромным драконом, по слухам, способным перевоплощаться в человека в качестве протагониста (или человека с драконом в спутниках — тут сведения о финальной концепции разнятся)!

-7
Нет, сюжет здесь, полагаю, был бы не из «литнетовских» книжек про невольных супруг дракона:-)

Проект создавался в сотрудничестве с Microsoft как эксклюзив для Xbox One. Scalebound позиционировался как один из главных блокбастеров для приставки нового поколения... Но, увы, что-то пошло не так.

Ролевая игра от мастеров экшена?

Честно говоря, мне было бы чертовски интересно увидеть, как могла бы выглядеть классическая трехмерная RPG уровня Skyrim или Dragon Age в исполнении авторов культовых слэшеров. Мастерство PlatinumGames в области дизайна боевых систем и хитровыкрученного сюжетостроения сложно переоценить.

У проекта был, как минимум, один играбельный билд
У проекта был, как минимум, один играбельный билд

С другой стороны, все творения PlatinumGames отличает специфический, порой «немного» безумный стиль повествования с явственной примесью «японщины», которая далеко не всегда шла на пользу. Было бы крайне любопытно понаблюдать, как авторы справились бы с масштабным открытым миром и эпичным сюжетом без фирменных «замашек», подойдя к снаряду по-новому...

Увы, Scalebound была отменена на ранней стадии разработки. О настоящих причинах ее закрытия ходят лишь догадки: кто-то говорит о разладе между Microsoft и PlatinumGames, чьи амбиции разошлись на финальной стадии, кто-то ссылается на неопытность команды в создании масштабных ролевых игр, а кто-то винит техническую отсталость Xbox One... Но правду мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Увы.

1 место: «Приключения капитана Блада»

Эта игра от отечественных разработчиков из 1С — одна из последних и самых трагичных жертв кризиса русского игропрома 2006 года. Проект был отменен в 2010 году на стадии 99% готовности в ходе сворачивания игрового подразделения издателя. Более того, к тому моменту уже был отпечатан тираж дисков!

-9

Так близко к цели...

Именно за эту игру мне жальче всего из представленного списка. Капитан Блад был практически готов, обещал стать отличным приключенческим экшеном про пиратов Карибского моря с живописными локациями, увлекательным сюжетом и атмосферой настоящих морских путешествий. Но из-за нелепой случайности оказался «похороненным» усилиями собственного издателя.

Если бы приказ о закрытии игрового направления «прошел» буквально на неделю-две позже, игра увидела бы свет!

Единственным утешением стало то, что добрая душа все же слила почти финальный билд в сеть. Так что у самых нетерпеливых поклонников появился хотя бы шанс взглянуть на игру своими глазами, оценить, чего мы лишились.

-10

И ведь, судя по билду, на момент готовности игра действительно производила очень достойное впечатление: живописные карибские локации, отличная пиратская атмосфера и сюжет в духе лучших приключенческих романов, годная графика и морские баталии! Вполне возможно, при должной поддержке и рекламной кампании она могла стать настоящим хитом!

Блад! Ты был избранным! Предрекали, что ты спасешь русский игропром, а не уничтожишь!

Судьба этого проекта — наглядный пример того, как талантливое и практически завершенное произведение может бездарно похоронить сам издатель. И подобные истории, увы, нередки в игровой индустрии. Игра может годами находиться в разработке, вынашиваемая группой фанатиков своего дела, вкладывающих в детище всю душу... но в одночасье быть обезглавленной ради корпоративных интересов.

-11

Словом, для меня «Приключения капитана Блада» — символ упущенных возможностей и жертв, на которые шел российский игропром в те непростые времена.

Заключение: Шедевры, которых не было

Разумеется, этот список потерянных игровых сокровищ далеко не полон. В индустрии скопилось огромное количество подобных недоразумений с отмененными перспективными проектами. Но я выбрал именно эти игры, потому что каждая из них, на мой взгляд, имела поистине огромный потенциал если не стать культовой, то хотя бы появиться на свет и запомниться поклонникам.

По отмене каких игр сожалеете вы? Держу пари, у каждого найдется пара-тройка подобных «великих неудачников» в игровой индустрии. Быть может, тот самый «S.T.A.L.K.E.R. 2»? Новая часть Metal Gear?

Ведь нам остается только горевать об упущенных возможностях и задаваться вопросом: «А что, если бы...?» Кто знает, какие гениальные идеи и концепции так и остались лежать на жестких дисках да в архивах конторских офисов былых разработчиков? Тайна сие великая есть...

Статью для вас подготовил: В. Волков. Игрок с пятнадцатилетним стажем и молодой рецензент.
Играйте в хорошие игры!