Есть мнение, что учителям платят слишком много и ни за что - мол, ничего-то они не делают, родители за них деточку учат, а эти тётки и (реже) дядьки свои денежки просто так получают. Гораздо более распространено мнение, что все учителя получают ничтожно мало, а многие из них при этом работают на износ и выполняют важнейшую функцию, без закрытия которой сломается абсолютно всё и везде. И где-то посередине находится истина, которую традиционно никто не видел, потому что гуляет между этими крайними положениями по кривой, в обход этой самой истины.
Сегодня мы здесь поговорим о фатальных датах суммах и цифрах: о деньгах в современном российском образовании. Конкретно, без общих слов. И если мне тролли придут писать в комментарии, что "а у нас в Урюпинске за ставку платят 13000, а другой работы нет" - ну что ж, всем будет ясно, что это тролль, статью вообще не читавший. На него можно будет даже не тратить время и силы.
Итак, берём вполне реальное объявление с сайта https://trudvsem.ru/ - учитель математики в средней школе в городе Звенигово на берегу матушки Волги, это Республика Марий Эл, но аккурат между Чебоксарами (Республика Чувашия) и Казанью (Республика Татарстан). Написано от 19242 рубля. Предположим, что это и впрямь начальная зарплата за ставку (ну, очевидно, что это начисленная зарплата - для реальных цифр нужно ещё вычесть 13% подоходного налога), т.е. за 18 часов в неделю. Следите за руками: после вычета подоходного налога наш гипотетический учитель в Марий Эл получит за ставку 16740,54 рубля. 18 часов в неделю - это примерно 72 часа в месяц, то есть примерно по 232,5 рубля за один академический час. Мы великодушно не посчитали подготовку к урокам, а также всевозможные педсоветы, советы профилактики, общение с родителями и работу с отстающими учениками, которые (я уверен) в звениговской СОШ №3 учителям дополнительно и достойно оплачиваются в виде премий.
Это был сарказм.
Итак, условный звениговский парень Вася (он же Васисуалий Аристархович для всех будущих своих учеников), окончивший ЧГПУ имени Яковлева в соседних Чебоксарах, учитель без опыта и категорий получает в провинциальной школе грубо по 232,5 рубля за урок. А уже с категорией и стажем в дело включаются повышающие коэффициенты, которые добавят несколько копеек ещё больше денег к окладу ценнейшего специалиста, который постоянно повышает свою квалификацию и поправляет своё здоровье ежевечерними прогулками по волжскому берегу.
Итак, 232,5 рубля за переполненный класс малолетних лентяев и бандитов, коим математика нафиг не сдалась. Нет, уверен, что это совершенно не про СОШ №3, наверняка в Звенигово учатся мотивированные и одарённые дети - вот не как в урюпинской школе №13 (если вдруг существует - сообщите, я изменю номер). А в урюпинской СОШ №13 за те же самые 232,5 рубля такой учитель математики учит среднестатистический российский класс в 30+ учеников, из которых, дай Бог если 1-2 вообще пытаются учиться.
И вдруг - резкий поворот сюжета - в одной условной онлайн-школе репетитор-математик за 45 минут работы один-на-один получает 452 рубля (школьная программа или подготовка к ОГЭ/ЕГЭ - за подготовку к олимпиадам и вовсе 633). То есть, в том же славном городе Звенигово, тот же самый Васисуалий Аристархович мог не в школу идти за 232,5 рубля, а оформить самозанятость и сотрудничать с той же условной онлайн-школой, работая из дома по самостоятельно назначаемому графику за, грубо говоря, вдвое большую сумму! Условия работы несравнимы, комфорт - на порядок выше, зарплата - огонь, нагрузку контролируешь сам, учеников дофига и даже больше, причём в любое время суток (даже ночью), на конфликты с коллегами и начальством и дорогу до работы и обратно времени не тратится. Нужен лишь компьютер со стабильным интернетом, но я не думаю, что в этом плане Звенигово как-то отличается от остальной России (разве что, за исключением полумифического Урюпинска).
Теперь вопросы на засыпку:
- Зачем Васисуалию Аристарховичу идти работать в школу за 16740,54 в месяц при нагрузке в 18 часов, если за 20 часов в неделю (а это всего-навсего по 4 урока с понедельника по пятницу, т.е. например с 10 до 15 часов в тишине и покое) в условной онлайн-школе он получит 36160 (считаю, что в месяце 4 недели ровно, ибо без отмен, конечно, не обойдётся), а если работать уже по 6 уроков в день, то 54240? (Коллеги, которые всё ещё впахивают по 8 уроков и по 6 дней в неделю, параллельно выполняя кучу обязанностей, Вы вообще понимаете, какие возможности проходят мимо Вас?)
- Кто виноват в том, что он всё-таки пошёл работать в обычную школу?
Не надо мне рассказывать про призвание - в той же условной онлайн-школе точно такая же учительская работа, только эффективнее и благодарнее. Гипотетический рост ставки со стажем и категориями в школе - такая себе причина, хотя не буду спорить, что кому-то это может быть интересно. Хорошо, допустим, что имея подобную альтернативу, Васисуалий Аристархович здраво поразмыслил и действительно устроился работать в СОШ №3, за что ему моё огромное уважение. Но теперь представим, что он приходит в комментарии ко мне на канал и пишет, мол, "у меня зарплата 33481,08 за две ставки, пашу с утра до ночи, света белого не вижу, на личную жизнь времени не остаётся, вечером только до кровати с трудом доползаю". Что бы вы ему ответили?
А теперь ещё один крутой поворот - в Фокс... пардон, условной онлайн-школе и на такие-то ставки репетиторов катастрофически не хватает. Как вы думаете, почему? Потому что Васисуалий Аристархович предпочитает пахать с утра до ночи в СОШ №3, а по репетиторским меркам ставка даже в 633 рубля - это, ну, как бы подипломатичнее выразиться, сущие гроши. Меньше 1000 (правда, в час) ни один нормальный репетитор работать не будет. А сказочные учителя из того самого Захолустья-Дремучего, которые ходят на дом к ученикам за 400 рублей в час, потому что больше в их деревне городе платить никто не может - они не репетиторы, они по призванию работают, а не за деньги. За деньги (хотя бы немного приемлемые) им работать стыдно.
Кстати, если кто-нибудь вдохновится и захочет поработать в условной онлайн-школе - пишите мне в личку, там партнёрская программа, я с вами их комиссией поделюсь.
Хотя, на самом деле, есть ещё одна проблема - большинство учителей в себя не верит. Причём если некоторые оправданно, то для большинства заблуждение "я не заслуживаю больше 400 рублей в час" - это именно заблуждение, которое им вдалбливает работодатель (директор школы, министр просвещения, население страны), чтобы не повышать зарплату. В реальности учеников на 1000 рублей в час легко находит даже студент-первокурсник. А заслуженному учителю России с сорокалетним стажем они, по идее, должны сваливаться на голову сами по себе - достаточно только искать их не на соседней улице в родной деревне, а хотя бы в райцентре, ведь при работе онлайн расстояние теряет свою силу.
Это, кстати, очень мощное препятствие - в 2024 году есть немало людей, по мнению которых "онлайн-образование - это совсем не то, что очное", и они с маниакальной страстью продолжают упахиваться за копейки в своём городе, пока их потенциальные ученики в Московской области вынуждены сидеть без репетитора, потому что в их-то городе за эту самую несчастную тысячу уже не найти даже неопытного студента, а Васисуалий Аристархович с двумя годами стажа и первой квалификационной категорией, по примеру старших товарищей, вместо работы онлайн бегает по ученикам в Звенигове и берёт с них 400 рублей в час и бабушкин супчик с котлетками.
В общем, загубили парня. А ведь мог бы набрать себе на Профи.ру москвичей или петербуржцев, которые не могут себе позволить зажравшимся столичным репетиторам по 5к в час отдавать, и спокойно их учить за нормальные деньги, на которые спокойно жил бы в родном городе и девушек бы по ресторанам водил, а потом на одной из таких женился бы, налогоплательщиков нарожал бы, демографический фон в стране бы улучшил...
В общем, мне аж самому стало грустно из-за того, сколько возможностей для бедного Васисуалия Аристарховича остались неиспользованными из-за... чего, кстати? Призвания? Неумения делать правильный выбор? Непонимания того, что альтернатива в виде нормальной жизни есть?
Нет, конечно, если наш Васисуалий - конченный троечник, который так и не понял, что такое производная, путает тригонометрические функции, не знает формулы для вычисления площади, скажем, треугольника и складывает дроби по принципу той мифической сельской учительницы, то вопросов нет. Но... вы часто подобные кадры в школе видели? Я вот шапочно знаком с несколькими сотнями учителей математики по всей стране - и некоторые из них, конечно, по моим снобистским кружковским меркам, скажем так, не очень умные, но почти все они минимальную адекватность для обучения среднего школьника имеют.
Так что, извините, но пахать за копейки в школе - это выбор. И если Вы этот выбор сделали - живите с его последствиями и не жалуйтесь. Потому что если Вас не устраивает что-то в собственной жизни, то только Вы и сможете это изменить. Никто - ни я, ни директор школы, ни министр, ни президент - не будет за Вас менять Вашу жизнь. А если Вас всё устраивает - тем лучше, у счастливого и довольного всем учителя и ученики будут счастливы.