На момент 2009 года, когда я только начал проходить одну из частей компьютерной игры "Сталкер: зов Припяти" и побегал по виртуальному заводу Юпитер, постапокалиптические пейзажи мертвого предприятия, подземелья, огромные игровые пространства локаций, напичканные множеством тайн произвели на меня очень сильное впечатление. Но на тот момент я и подумать не мог, что смогу там когда нибудь побывать. Попасть в Чернобыльскую зону 16-ти летнему мальчишке из Поволжья в 2009 году — задача невыполнимая. Поэтому приходилось довольствоваться компьютерной графикой.
Но шли годы и наконец-то это время настало. Честно говоря, сам в шоке и до сих пор не верится, что несколько раз удалось побывать в зоне отчуждения. Увидел своими глазами, как выглядят популярные игровые локации в реальности и сделал тысячи фотоснимков.
Летний солнечный день после теплого грибного дождя. Я в Припяти, гуляю по территории бывшего завода Юпитер, вспоминая как первый раз увидел это место в компьютерной игре. Помнится, у главного персонажа в личном ПДА была карта, и эта самая локация так и называлась: окрестности завода Юпитер. Но в реальности на территории завода конечно же не оказалось никаких группировок. Та еще глухомань, куда даже официальных туристов не водят. Нельзя, говорят. Радиация. Хотя, за полтора часа прогулки не нашел ни одного "грязного места". Дозиметр в рюкзаке не подавал никаких сигналов. Если нет радиации — значит безопасно.
В этой статье покажу вам снимки, сделанные в окрестностях бывшего секретного завода, который был "эвакуирован" после аварии на ЧАЭС в апреле 1986 года. Бывшие производственные помещения и здание заводоуправления заняли сотрудники предприятия "Спецатом", которые проработали на территории Юпитера до 2010 года. "Спецатом" было серьезным предприятием. Занималось разработкой робототехники, которую применяли в условия сильного радиационного загрязнения в целях ликвидации последствий аварии. У "Спецатома" была своя лаборатория под зданием заводоуправления, оборудованная в защитном сооружении гражданской обороны на глубине 5 метров. Именно в этой лаборатории до сих пор стоит ящик с песком, при взаимодействии с которым любой портативный дозиметр просто "зашкаливает". Возможно, этот ящик и является причиной, почему на завод не водят экскурсионный группы.
В 2010 году территория предприятия стала заброшенной. Но по сей день там есть, на что взглянуть.
Хожу по территории и осматриваюсь по сторонам. Сколько же здесь всего! Прошло почти 40 лет, а металл так и не растащили до конца.
Обратил внимание на небольшие прицепы. У одного прицепа из крыши торчали дымоотводы. Кто-то там отогревался. А потом пришли туристы и нарисовали на нем граффити.
Выбитые стекла в цехах, раскиданные на асфальте куски металла и крошка битого стекла.
В этот раз заходить в цехи завода не стал, а просто пофотографировал их внутренности через окна с улицы.
"Кунг" показался очень знакомым. Где-то я его уже видел и сразу узнал. Обычно, такие "Кунги" монтируются на шасси грузовиков "Газ-66".
Открываю дверцу "Кунга" — пусто. Не удивительно.
Рядом с "Кунгом" лежали перевернутые автобусы "ЛАЗ".
Стало интересно: зачем их перевернули? Неужели чтобы было удобнее снять колеса? Да-да, в Чернобыльской зоне отчуждения до сих пор снимают с техники запасные части.
Вот и кабина от ГаЗ-66, а рядышком — от грузовика ЗИЛ 130 или 131. Не узнать. Кабина очень сильно искорежена.
Обнаружил вот такие весы. Подобные часто встречал на других заброшенных заводах и фабриках.
Что удивило — качество асфальта. Его здесь никогда не ремонтировали, а он даже не потрескался.
Еще один "Лаз", внешнее и внутреннее состояние которого далеко от идеала. Двигатель, колеса и все приборы давно сняты и ушли как доноры на "большую землю". Эти "Лазы", после аварии никуда с окрестностей завода не выезжали. Это — штатная заводская техника относящаяся к заводу. Автобус использовали для перевозки сотрудников предприятия. Отвозили на работу и развозили по домам.
Теперь — вижу то, что от них осталось. Несмотря на такое состояние техники, все же отснял ее внутри.
А это — очень редкая вещь. Сейчас уже, наверное, не встретить даже в самых отдаленных субъектах стран бывшего СССР. Последний раз видел такой автобус у работников водоканала, в далеком 2004 году. Больше нигде не встречал.
На фото — автобус АСЧ-03 "Чернигов". А точнее то, что от него осталось. Но, как видно на фото, сохранился он намного лучше, чем "Лазы". По сравнению с перевернутыми и раскуроченными "Лазами" его состояние просто идеальное: кузов не деформирован, колеса на месте. Этому есть объяснение — запчасти не востребованы и никому не нужны. Вот и не распотрошили его до конца. Главная особенность автобуса в том, что он имеет деревянный каркас.
Пожалуй, это был интересный артефакт и я не смог отделаться парой кадров.
Сзади еле-еле виднелся номер. Ржавчина за долгие годы взяла свое, и разъела почти весь кузов.
Салон сохранился тоже неплохо. На удивление, все сидения оказались на месте. Один момент при осмотре водительской кабины был забавным. Посмотрел на нее и не понял: кому потребовалось отгрызать треть рулевого колеса вместе с оплеткой? Да, многие вещи порой требуют объяснений, и хотелось бы посмотреть на лица тех людей, которые так чудят. А самое главное — попробовать понять их мотивы.
Моя небольшая прогулка по окрестностям завода Юпитер подошла к концу. было интересно и познавательно. Приятно, что получил очередную порцию свежих снимков в солнечную погоду.
Надеюсь, автобус так и простоит в таком же состоянии. Ведь это действительно редкая штуковина, которую больше не встретить на дорогах.
Не просто так с ним сделали реалистичную диораму. На просторах интернета наткнулся на фотографии поделки. Автор диорамы отлично постарался и потратил много времени и сил. А результат работы — прекрасен:
Спасибо за внимание!
Подробнее про завод Юпитер:
Все наши материалы из Чернобыльской зоны отчуждения Вы можете посмотреть в подборке: