Из прошлой статьи мы узнали о материалах, из которых изготавливали кружево в XVI - XVIII вв, а так же конфликте между Францией и Италией из-за мастериц. Сегодня же, на примере сохранившихся музейных экспонатов хочу показать вам настоящие произведения искусства, созданные руками тех самых кружевниц, за которых шли "войны".
Перед тем, как мы вместе с вами начнем рассматривать и изучать кружевные изделия, давайте поговорим о самих кружевницах той эпохи. Как нельзя лучше реалиям этого ремесла посвящена глава в книге "Золотая нить" (автор Кассия Сен-Клер).
"Творческая работа женщины — шитье, вышивка, гобелен и кружевоплетение — это дар, сокровище души, такое же прекрасное, как любое другое великое произведение искусства," - Гертруда Уайтинг (женщина, посвятившая свою жизнь кружеву, основатель гильдии кружевниц.)
Кружевницы.
На первый взгляд, история кружева - это история роскоши, но, разумеется, всегда есть оборотная сторона, которую надо принимать в расчет. Кружево, которое украшало шеи богатейших людей в Европе и которое до сих пор сияет на их портретах, зачастую создавали стежок за стежком при свете свечи бедняки.
В некоторых случаях рукоделие могло обеспечить им финансовую стабильность. 1 сентября 1529 г. в городе Амстердаме был издан указ: "Все бедные девушки, старые или молодые, неспособные к плетению кружев или не умеющие заработать себе на жизнь", должны встречаться каждое утро до 6 часов утра, чтобы их бесплатно обучали "прядению или другому ручному труду, посредством чего они смогут себя содержать и не обременять церковный приход".
И хотя богатые были готовы платить крупные суммы за кружева, эти деньги упорно отказывались течь к тем, кто их создавал. Отчасти по причине того, что кружевницы не создавали союзы или гильдии. Без объединения им было трудно продемонстрировать экономическую важность своей работы или потребовать повышения оплаты труда и статуса так же, как позументщикам или красильщикам. Кружевницы, работавшие иглой и коклюшками в неформальных домашних мастерских, были слишком рассредоточены, чтобы организовываться. Еще не в пользу мастериц сыграл такой момент, как конкуренция: столько женщин обучили работать иглой, что потенциальной рабочей силы было слишком много, и это снижало плату до мизерной.
В 1589 г. магистраты Гента приняли закон, запрещающий служанкам оставлять свои места, чтобы стать кружевницами: только детям до двенадцати лет, которые все еще жили дома, было разрешено продолжать плести коклюшечные кружева. Слишком много женщин занимаются плетением кружев, ворчали законодатели, поэтому найти служанку стало невозможным.
Кружевницы были под постоянной угрозой снижения платы, так как существовали оазисы дешевого труда в сиротских приютах и женских монастырях, так как им не надо было кормить семью или заботиться о доме.
Как создавалось кружево в те времена.
В общих чертах, есть два способа создания кружев: с помощью коклюшек или с помощью иглы. У первого вида больше общего с позументом - декоративной отделкой, а шитые иглой кружева стали прямым продолжением вышивки.
Коклюшечное кружево традиционно выполняется по узору. Его часто делали из пергамента. Нити, намотанные на пары маленьких деревянных катушек или шпулек, переплетали, поворачивали, завязывали узлами или соединяли поверх напечатанного рисунка. По мере того как продвигалась работа, булавки втыкали в отверстия, чтобы удерживать рисунок на месте, пока будут выполняться следующие элементы узора. В конце работы эти булавки вынимались.
Техника коклюшного кружева была доведена до такой степени совершенства в течение XVIII века, что изобразительные возможности были практически безграничны. Так выглядели схемы плетения кружева на коклюшках.
Давайте вместе рассмотрим настоящий шедевр, созданный на коклюшках.
Фигурное кружевное панно, показанное ниже, было предметом модного мужского шейного убора, предназначавшегося для прикрепления к концу длинного галстука из тонкой ткани. Сложные изображения, на создание которых требовалось много времени, сделали панно чрезвычайно дорогим аксессуаром.
Или, например, веер.
К сожалению, мне не удалось найти в архиве музея Метрополитен изделий, где были бы четкие указания на то, что отделка или полотно соткано на коклюшках. Совсем иначе обстояло дело с игольным кружевом.
Шитое иглой кружево - это ряды петельных швов, которые делаются внутри узора, выполненного более плотными нитками.
Игольное кружево Gros Point.
Игольное кружево появилось в Венеции в последнем десятилетии XV в., и его сложные ажурные узоры не были похожи ни на один текстиль, который появлялся раньше. Эта техника возникла на основе ришелье, при которой тканая льняная основа прорисовывается рисунком, который затем вырезается, а стежки "встраиваются" обратно в пустые участки. Игольное кружево Gros point, пожалуй, было вершиной этой техники: объемные мотивы были нанесены так плотно, что казалось, будто они вырезаны из слоновой кости. Скульптурные элементы обвиты льняными или шерстяными волокнами и покрыты тысячами петель чрезвычайно тонкой льняной нитью.
Хотя популярность Gros point достигла пика между 1650 и 1670 годами, ее изготовление отнимало невероятно много времени, и поэтому она оставалась очень ценной даже после того, как вышла из моды светской одежды. Учитывая, что кружевоплетение было обычным делом в монастырях, из этого следует, что в церкви могло быть под рукой много кусочков кружева для комплекта облачения. В Италии церковь продолжала поддерживать индустрию кружевоплетения, заказывая предметы для церковного использования еще долгое время после того, как спрос на gros point начал снижаться.
Важно понимать, что наряду с фрагментами кружевных отделок, полностью сделанные из кружева ручной работы изделия, чрезвычайно редки. В мире сохранилось очень мало образцов и поэтому я бы хотела представить комплект облачения, частью которого является эта риза. Комплект облачения был приобретен как семейная реликвия венецианской семьей Приули.
Игольное кружево Punto in aria.
Со временем кружево Gros Point превратилось в Punto in aria (буквально ”стежки в воздухе"). Когда кружевницы перешли на использование основы из нитей, выложенных в соответствии с рисунком, нарисованным на пергаменте, они смогли включить в свои узоры более плавные линии и изгибы.
Давайте рассмотрим образец церковного облачения - Альба, который наглядно демонстрирует кружевное мастерство исполнителя или исполнителей.
А́льба - длинное белое литургическое одеяние католических и лютеранских клириков, препоясанное верёвкой. Ношение альбы обязательно для клирика, совершающего литургию. Изготовляется из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани. Её аналогами в православии являются стихарь и у священников подризник. (Википедия).
Оба вида кружева и многие вариации, родившиеся из них, становились причиной всплесков моды и спроса. В разных областях Европы создавали уникальный дизайн кружев и доводили его до совершенства только для того, чтобы покорить элиту, а затем потерпеть крах, когда появится новый предмет для поклонения.
А теперь, дорогие друзья, хочу представить вашему вниманию еще два экспоната, которые мне удалось найти. Но, увы, в описании этих изделий не было уточнения на технику плетения кружева, поэтому решила показать их отдельно.
Экспонат, представленный ниже, интересен не только потрясающими кружевными вставками, но и совмещением их с отделкой в виде складочек-защипов. На мой взгляд - фантастическое изделие. Страшно себе даже представить насколько оно трудоемкое.
Эпилог.
В последней четверти XVIII в. были разработаны машины для изготовления кружевной сетки. Эта технология была основана на уже существующих вязальных машинах и усовершенствована в первом десятилетии XIX века. Станок навсегда изменил кружевную индустрию, в то время как кружево ручной работы сохранило свой статус предмета роскоши, станки сделали простые и недорогие кружева доступными покупателям на многих экономических уровнях. Одним словом - обратная сторона медали под названием ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ.
Очень надеюсь, что чтение было приятным и интересным.
Если информационный формат статей вам по душе - напишите, пожалуйста, в комментариях, ставьте "лайки" - так я смогу совершенствовать свой канал!
Всем спасибо за внимание!
Понравилась статья? Делитесь ею с друзьями в соцсетях и подписывайтесь на мои аккаунты в VK и INST (принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), где вас ждет большая галерея работ и множество полезных материалов про моду и мир шитья!