12,5K подписчиков

Не «Хаммер», а «Хамбер»: подробный обзор редкого штабного вездехода Humber FWD Heavy Utility

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд. Некогда известная британская марка уже почти полвека не выпускает автомобили, а права на неё сначала отошли европейскому отделению Chrysler, затем достались альянсу PSA Peugeot Citroen, и, наконец, в порядке наследования пополнили обширный портфель концерна Stellantis.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-2

Но в середине прошлого века компания Humber чувствовала себя неплохо. И во время Второй мировой войны успешно выполняла армейские заказы. Одних только полноприводных вездеходов FWD (Four Wheel Drive) с закрытым штабным кузовом Heavy Utility британцы с 1941 по 1945 годы выпустили почти 4 000 штук. Однако в России такая модель стала коллекционной редкостью — на всю страну найдётся лишь несколько экземпляров!

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-3

А представленный на московской выставке «Моторы войны» Humber FWD Heavy Utility вдобавок интересен тем, что не только пребывает в технической исправности, но и демонстрирует полностью аутентичное состояние. Серьёзную реставрацию машина не проходила — она до сих пор уверенно ездит на родных агрегатах и с родным кузовом.

Благодарить за этот редкий экспонат нужно собирателя, реставратора и мецената Вячеслава Лен, который успел выкупить и перевезти в Россию часть фондов закрывшегося американского «Музея Победы» (Оберн, штат Индиана). В списке спасённой техники оказался и Humber FWD Heavy Utility. Теперь он регулярно радует зрителей уже наших военно-исторических мероприятий.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-4

На машину нанесены тактические знаки 7-й бронетанковой дивизии (той самой, что участвовала в берлинском параде Победы вместе с советскими войсками), символом и талисманом которой был тушканчик. Поэтому в обиходе британское соединение называли Desert Rats — «пустынные крысы».

Вездеход же англичане нарекли «Коробкой» (The Box). Как по мне — в точку, учитывая довольно грубые обводы и рубленые формы кузова, придающие Humber FWD Heavy Utility характерную армейскую брутальность. Пожалуй, это тот случай, когда простота дизайна действительно украшает автомобиль.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-6

С другой стороны, «народное» прозвище метко отразило ещё и внутреннюю обстановку машины. При беглом осмотре кабина Humber FWD Heavy Utility действительно напоминает нарочитой аскетичностью картонную упаковку или ящик. Буквально — ничего лишнего, просто свободный объём с вертикальными стенками, занятый лишь сиденьями и минимальным набором органов управления.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-7

Водитель Humber FWD Heavy Utility ожидаемо сидит справа по ходу движения. И не сказать, что здесь очень тесно — запас пространства вполне адекватный.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-8

В распоряжении водителя — руль, педали, а также три рычага: механической четырёхступенчатой коробки передач, стояночного тормоза и подключения переднего моста (спрятан внизу за центральным тоннелем).

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-9

Приборная панель тоже незатейливая: спидометр, амперметр, указатели давления масла и температуры воды в системе охлаждения (справа налево). Лишь величины измерения на циферблатах для нас непривычные: мили, фунты, градусы Фаренгейта…

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-10

Да что говорить, если сам кузов выполнен по впечатляющей современного человека (но типичной для тех лет) компромиссной технологии. На лонжеронную раму Humber FWD Heavy Utility установлен деревянный каркас из ясеня, обшитый стальными листами.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-11

Издалека эта особенность конструкции малозаметна, да и камуфляж удачно скрывает тип материалов. Но при ближайшем рассмотрении «мебельная» основа хорошо видна. Вот, например, задняя левая стойка кузова — комод или автомобиль?

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-12

Ну а такие замки и ручки вполне могли бы украшать межкомнатные двери в квартире вашей бабушки. Обратите внимание — годы потихоньку берут своё: и металл, и дерево со временем разрушаются даже при бережном музейном использовании.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-13

Тем не менее называть Humber FWD Heavy Utility примитивным нельзя. Скорее, вездеходу подойдёт эпитет функциональный. Ведь по факту в британской армейской машине хватает действительно практичных, разумных решений и необычных фишек. Нужно лишь изучить вездеход чуть внимательнее.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-14

Как вам такое? Фиксирующая планка аккумулятора выполняет ещё и роль подлокотника. Сложно сказать, как часто экипажу приходилось менять прожжённую электролитом униформу, зато устанавливать батарею точно было сподручно.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-15

Каждая из половинок ветрового стекла открывается для лучшей вентиляции. Предусмотрены солнцезащитный козырёк и изящное овальное зеркало заднего вида.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-16

Все двери распахиваются против хода движения — это удобно. Над окнами (со стеклоподъёмниками!) смонтированы шторки светомаскировки, что для штабного автомобиля крайне актуально.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-17

По периметру дверного проёма проложен уплотнитель: так внутри теплее зимой, меньше пыли летом.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-18

На втором ряду не просто убогая лавочка, а раздельные мягкие сиденья, к тому же складные.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-19

Перегородка оснащена раскладным столиком, поручнем и сетками для хранения всякой всячины. В ногах — трубчатые упоры.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-20

Багажная дверь разделена по горизонтали на две части. Одна открывается вверх, а тяжеленный борт с запасным колесом откидывается вниз. Вот так это происходит.

В результате получается ровное продолжение грузовой площадки: можно перевезти что-нибудь длинное или же устроиться на ночлег, сложив сиденья и установив поверх кормы Humber FWD Heavy Utility штатную палатку.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-21

Альтернативный вариант — взять в дорогу двух дополнительных пассажиров, усадив их на раскладные стульчики, расположенные по бортам. Таким образом, вместимость Humber FWD Heavy Utility достигает шести человек.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-22

Снаружи тоже хватает любопытного. Обратите внимание: радиатор защищён не только сеткой, но и дугами, которые заменяют привычный бампер. Жёлтый круг с цифрой 3 обозначает необходимую прочность мостов на маршруте движения — подходящая переправа должна быть не ниже третьей категории по классификации англичан. К слову, сам Humber FWD Heavy Utility в снаряжённом состоянии тянет на 2,4 тонны.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-23

Передняя подвеска независимая, с поперечной рессорой в качестве упругого элемента. Со слов Вячеслава Лен, Humber FWD Heavy Utility отличается очень плавным ходом.

Корпус редуктора главной передачи подняли максимально высоко, чтобы не цепляться за препятствия. Двигатель, коробка и раздатка также спрятаны за лонжеронами и поперечинами рамы.

С геометрической проходимостью у Humber FWD Heavy Utility вообще порядок — в частности, переднего свеса как такового нет, угол въезда максимальный.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-25

Тормоза гидравлические, рычажные амортизаторы с тягами защищены поперечиной рамы и специальными щитками.

Покрышки с развитым внедорожным протектором изготовлены в Великобритании именитой фирмой Goodyear.

Задняя подвеска простая и надёжная: неразрезной мост на продольных полуэллиптических рессорах. В секцию рамы упакован топливный бак — он почти не выпирает, но в целом такое расположение сложно назвать удачным: при движении назад на бездорожье велик риск пробить резервуар.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-28

Зато заправлять Humber FWD Heavy Utility удобно — горловина легко доступна и закрывается резьбовой крышкой.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-29

Не поскупились британцы на указатели поворотов — они здесь выкидные, с электромеханическим приводом.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-30

На правом крыле организовали закрывающийся ящик для типовой канистры.

Хитро устроен капот. Для быстрой ревизии или, допустим, подкачки топлива в карбюратор откидываются боковые створки.

А для основательного доступа к рядной 4,1-литровой бензиновой «шестёрке» (85 л.с.) откручиваются две барашковые гайки, и поднимается ещё и верхняя панель. Кстати, даже после годичного простоя нижнеклапанный мотор работает очень ровно и плавно. На фото подводящий патрубок от воздушного фильтра снят с карбюратора.

Получается, «Коробка» не так проста, как кажется. На самом деле Humber FWD Heavy Utility — утилитарный, хорошо продуманный и весьма удачный вездеход своего времени. Даже без учёта того фактора, что других полноприводных штабных машин подобного класса в распоряжении британских военных тогда не было.

Сейчас Humber — типичный «спящий» бренд.-34

ФОТОБОНУС: