Подборка интересных раритетов со слёта собирателей и реставраторов армейских олдтаймеров «Моторы войны».
Дисклеймер: этот текст я подготовил в августе 2019 года для автомобильного сайта Motor1. Но после моего ухода из редакции руководство решило удалить материал. Поэтому сохраню его для истории здесь, на личном канале.
В те выходные типичная для московского лета дачная миграция едва не замерла. Почти не было жутких «пробок» на выезде из города пятничным вечером, пустые дороги радовали водителей и в воскресенье. Люди прятались в квартирном уюте от апокалипсиса: ковровая смс-бомбардировка рассылки МЧС обещала лютый ураган, тропические ливни и прочие природные напасти. Негативный прогноз частично сбылся – дуло и лило правда серьёзно. Но даже это не заставило организаторов фестиваля «Моторы войны» отменить традиционное мероприятие. Потому что участвующие в слёте исторические автомобили видели на своём веку вещи пострашнее шторма – они выдержали огонь и дороги Второй мировой войны.
Служба армейских машин середины опасного 20 века обычно была недолгой – работали до полного износа или (вероятнее) тотальной насильственной гибели. К примеру, по подсчётам клуба фанатов немецких амфибий Schwimmwagen, средняя продолжительность их жизни на фронте составляла шесть недель. Поэтому до наших дней дошло не так много интересной военной колёсной техники. Да и те штучные экземпляры, которые чудом выжили в сражениях, зачастую собраны по кусочкам и восстановлены мастерами буквально из ржавого металлолома.
Но не только в уникальных экспонатах изюминка «Моторов войны». Не имеющий аналогов в России праздник автостарины примечателен также тем, что все раритеты здесь «живые» – позируя на стендах, выезжают ещё и посоревноваться друг с другом по правилам штурманского ралли. Причём маршрут проходит отнюдь не по асфальту – грязь, лесные тропы, поле… Вот почему на фотографиях нет типичного для слётов олдтаймеров лоска – условия-то боевые.
Humber FWD Heavy Utility
Не «Хаммер», а «Хамбер» – так правильно произносится марка британской машины, прозванной Box («коробка») за утилитарный угловатый кузов. Незатейливым формам есть рациональное объяснение: командирский автомобиль FWD выпустили уже после начала Второй мировой изначально с прицелом на службу в непростых условиях. Поэтому практичность ожидаемо поставили выше дизайна. Зато внутри размещали столик для карт, лампы, радиостанцию. И армейцы подход оценили: полноприводный универсал с передней независимой подвеской и четырёхлитровой бензиновой «шестеркой» (85 л.с.) заслужил уважение офицеров проходимостью и выносливостью. Сборку «Хамберов» прекратили в 1945-м, однако отдельные машины несли службу до конца 50-х годов.
Schwimmwagen
Перед вами – самая массовая амфибия Второй мировой. С 1941 по 1944 годы немцы сделали без малого 16 000 таких плавающих автомобилей. Причём некоторую часть Volkswagen «тип 166» выпустил завод Porsche в Штутгарте, да и сам Фердинанд Порше приложил руку к разработке модели (а потом с удовольствием гонял на ней на охоту). На воде Schwimmwagen использовал гребной винт, а для уверенного выхода на сушу машину снабдили подключаемым полным приводом. Иными словами, для своего времени это была довольно продвинутая техника, которая даже со скромным 1,1-литровым моторчиком на 25 сил показывала чудеса проходимости. До наших дней сохранилось меньше двух сотен таких амфибий.
Steyr Typ 1500 A/01
А это ещё один армейский вездеход, разработанный в 1941 году профессором Фердинандом Порше. Полноприводный автомобиль с передней независимой подвеской, 3,5-литровым двигателем V8 (85 л.с.) с воздушным охлаждением и грузоподъемностью до 1,5 тонны прослыл достаточно надёжным в жёстких фронтовых условиях. Обратите внимание на одинаковые двери – проявляя подчас излишнее для военных машин инженерное творчество, немецкие конструкторы всё же думали об унификации. Позднее похожее решение используют на советском ГАЗ-69. Запаска на левом борту говорит о том, что перед нами экземпляр конца 1942 года.
Bantam BRC-40
«Бантик» – так ласково в Красной армии прозвали американский вездеход, который на самом деле и стал первым «Джипом». Просто в 1940 году военное ведомство США, усомнившись в производственном потенциале маленькой компании American Bantam, передало документацию на прототип гениального инженера Карла Пробста гигантам Willys и Ford. Итог закономерен – BRC проиграл тендер, компания упустила выгодный контракт, собранный в количестве порядка 2600 штук (вместо сотен тысяч тех же «Виллисов») внедорожник попал, в основном, в армию Великобритании и по ленд-лизу в Советский Союз. Интересная деталь – восемь Bantam BRC-40 сделали… полноуправляемыми! Задние колёса у этих опытных версий тоже поворачивались для повышения маневренности. Теперь редчайшая машина есть и в России.
Willys MB
А вот и победитель той драматичной борьбы за право насытить армию США юркими, универсальными полноприводниками. Пожалуй, самый известный автомобиль Второй мировой наравне с нашей газовской «Полуторкой». Уже мало кто помнит фамилию Пробст, марку American Bantam, а «Виллис» стал культовым, обеспечив популярность современному бренду Jeep. Что же, вполне заслуженно. Солдаты называли MB лучшим другом после винтовки. Нью-Йоркский музей современного искусства признал в аскетичном вездеходе шедевр машиностроения. Willys MB даже к медали «Пурпурное сердце» представляли.
ГАЗ-64
Советский ответ американским разработкам появился незамедлительно – в середине 1941 года. Причём команда легендарного конструктора Виталия Грачёва не стала слепо копировать ещё предсерийные Willys, Bantam или Ford, а на основе агрегатов массовых машин завода ГАЗ и результатов довоенных экспериментов с полноприводниками всего за 51 сутки построила в новой на тот момент концепции оригинальный вездеход. Затем он превратится в ГАЗ-67, получит прозвище «Иван-Виллис» и разойдётся тиражом под 100 000 экземпляров. А вот ранний ГАЗ-64 с узкой колеёй за два года производства сделали всего порядка шести сотен.
M3A1 Scout Car
Бронетранспортёр американской компании White поступал в СССР по ленд-лизу. Нашим бойцам неприхотливая полноприводная машина с открытым сверху кузовом приглянулась – эксперименты с защищёнными перевозчиками пехоты в Советском Союзе только начинались, а Вторая мировая доказала полезность БТРов. Неудивительно, что отечественный послевоенный БТР-40 внешне изрядно смахивал на «Скаут», хотя в техническом плане машины всё же отличались. Что касается оригинального M3 (и его улучшенной версии А1), то с 1939 по 1944 годы он разошёлся по армиям тиражом около 21 тысячи штук и затем применялся во многих военных конфликтах второй половины 20 века. А в Доминиканской республике «Скауты» служили аж до 1990-х годов.
Mercedes-Benz L 1500 A
Клиренс полметра, кондовые рессорные подвески неразрезных мостов и полный привод на легковом (формально) «Мерседесе» высотой два метра? Да, были в истории марки и столь необычные внедорожники. L 1500 A немцы использовали в качестве артиллерийского тягача, командирской и штабной машины, транспортёра пехоты (кузов вмещал до восьми человек). 60-сильная «шестёрка» обеспечивала неплохую динамику, а простая ходовая часть – выносливость на фронтовых дорогах. С 1941 по 1943 годы сделали чуть меньше 5000 экземпляров. Сегодня L 1500 A в ходовом состоянии – огромная редкость, во всём мире осталось не более пяти таких автомобилей.
Horch 901
Ещё один автомобиль, сменивший гражданскую роскошь на строгость армейской формы. Впрочем, пассажиры военным «Хорьхам» всё равно доставались статусные – в вермахте 901-й с бензиновым V8 под капотом и независимой подвеской стал популярной машиной высших командиров, да и трофейные экземпляры высоко ценились. Например, немецкий полноприводный вездеход использовал советский маршал Жуков. Боковые запасные колеса – примета ранних версий 1937-1940 годов выпуска. Свободно вращаясь, они повышали проходимость, не давая «Хорьху» сесть на днище при переезде препятствий. До наших дней на ходу осталось не более десяти 901-х.
Morris Commercial C8 GS
Обширной механизацией армии увлекались не только немцы. Британцы, например, всю Вторую мировую выпускали для буксировки артиллерии тягачи семейства Morris Commercial C8. Линейка модели насчитывала несколько вариантов, на «Моторы войны», к примеру, приехал полноприводный бортовой грузовик GS образца 1944 года. Из интересных конструктивных особенностей автомобиля отмечу комбинированную раму – она состоит из двух секций: лестничной (типичной для грузовиков) и А-образной для крепления силового агрегата и кабины. Тем самым инженеры снизили нагрузки на несущую систему при увеличении артикуляции мостов. Morris Commercial C8 GS находились в строю до середины 1950-х годов.