Найти в Дзене
Moustank

«Моторы войны — 2023». Самый неглянцевый фестиваль олдтаймеров. Репортаж со слёта почтенных автомобилей в погонах

Мы привыкли видеть автомобильные раритеты на музейных стендах да иногда на выставочных ретропробегах в антураже пафосных городских локаций. Но стараниями коллекционеров, реставраторов и меценатов Вячеслава и Людмилы Лен в России вот уже 12-й год проходит совершенно нетипичное для нашей страны мероприятие — слёт «Моторы войны», где главную роль играют армейские машины прежних лет: как правило, первой половины 20 века. По сути участники и гости фестиваля попадают в тематический уголок живой истории на природе, где редчайшие вездеходы и грузовики показывают в действии в тех условиях, для которых эти образцы изначально и создавали: лес, поле, грунтовки, грязь и совсем мало асфальта. Кажется, достаточно переключить камеру на чёрно-белый формат, чтобы перенестись лет на 80-90 назад. Но я оставил кадры в цвете, поскольку покрытые пылью утилитарные военные краски придают подчас уникальным экспонатам особый шарм. Наслаждайтесь! Главная премьера слёта 2023 года — восстановленный мастерами подмос

Мы привыкли видеть автомобильные раритеты на музейных стендах да иногда на выставочных ретропробегах в антураже пафосных городских локаций. Но стараниями коллекционеров, реставраторов и меценатов Вячеслава и Людмилы Лен в России вот уже 12-й год проходит совершенно нетипичное для нашей страны мероприятие — слёт «Моторы войны», где главную роль играют армейские машины прежних лет: как правило, первой половины 20 века.

По сути участники и гости фестиваля попадают в тематический уголок живой истории на природе, где редчайшие вездеходы и грузовики показывают в действии в тех условиях, для которых эти образцы изначально и создавали: лес, поле, грунтовки, грязь и совсем мало асфальта. Кажется, достаточно переключить камеру на чёрно-белый формат, чтобы перенестись лет на 80-90 назад. Но я оставил кадры в цвете, поскольку покрытые пылью утилитарные военные краски придают подчас уникальным экспонатам особый шарм. Наслаждайтесь!

Слёт 2023 года получился по-настоящему международным. Испытав примерно миллион приключений, до России успешно добрались европейцы — обаятельные ребята из немецкого клуба поклонников грузовиков «Урал».
Слёт 2023 года получился по-настоящему международным. Испытав примерно миллион приключений, до России успешно добрались европейцы — обаятельные ребята из немецкого клуба поклонников грузовиков «Урал».

Главная премьера слёта 2023 года — восстановленный мастерами подмосковного Военно-технического музея славы советский лёгкий бронеавтомобиль БА-20. Ещё совсем недавно таких машин на шасси ГАЗ М-1 в ходовом состоянии да с оригинальными агрегатами не было ни одной. Однако реставраторы научились возрождать раритеты из груды ржавого железа. Этот экземпляр погиб при защите Ленинграда в 1941 году. В воронке близ города Кириши нашли пробитую 50-мм снарядом противотанковой пушки Pak-38 башню, а также раму, капот, балку моста и другие детали. На сборку ушло десять месяцев кропотливого ручного труда.

Таких немецких командирских вездеходов Opel mPI во всём мире сохранилось не более десятка. Один из них стараниями Вячеслава Лен теперь есть в России. Причём это машина с историей. Экземпляр 1940 года выпуска с кузовом фирмы Wilhelm Karmann, принадлежавший 5-й танковой дивизии вермахта, сгинул в январе 1942 года в Смоленской области. Полноприводнику тогда здорово досталось, о чём говорят рваные раны по всему кузову — реставраторы решили сохранить следы боевых повреждений.

Ещё один вариант немецкого «единого среднего автомобиля повышенной проходимости». И тоже крайне редкий. Музейщики уверяют, что этот Horch 901 в упрощённом исполнении «тип 40» 1940 года принадлежал начальнику 71-й пехотной дивизии вермахта Александру фон Хартманну, который сгинул со своим соединением в Сталинграде зимой 1943-го, оставив неповреждённую машину Красной армии в качестве трофея.

Немцы предпочитали бензиновую технику, но с дизелями тоже экспериментировали. Характерный пример — полноприводный грузовик, известный под именем Einheitsdiesel. В «живом» состоянии таких машин на весь мир единицы. Этот экземпляр завода Bussing-NAG 1939 года погиб в СССР в 1941-м и был тщательно восстановлен уже в наши дни.

Каноническим образом «Катюши» стала установка на базе американского грузовика Studebaker. Но знаменитые реактивные системы монтировали и на другие шасси. Так выглядит один из самых редких вариантов — 82-мм модификация БМ-8-24 на платформе «Полуторки» ГАЗ-ММ с упрощённой кабиной без дверей. Ивановским мастерам пришлось воссоздавать облик гвардейского миномёта буквально по фотографиям, документации почти не сохранилось.

Горьковский автозавод начался с «отвёрточной» сборки американских автомобилей, поэтому иные хитрые коллекционеры не стесняются привозить из-за океана Ford-A, чтобы приделать к ним советские эмблемы. Но это — самый настоящий ГАЗ-А, изготовленный в СССР в начале 1930-х.

Очень качественная реплика «Победы-Спорт» заводской команды «Торпедо-ГАЗ» — такой прототип в 1956 году выиграл чемпионат СССР по кольцевым автогонкам. Машину построила «Мастерская Евгения Шаманского».

Кажется невероятным, что в Советском Союзе могли создать автомобиль класса гран-туризмо. Тем не менее в 1963 году на МЗМА построили сразу два прототипа стильного двухдверного «Москвича-408» под названием «Турист». На одном из них, по слухам, даже испытывали систему впрыска топлива. До серийного выпуска, увы, дело не дошло, да и оригинальные опытные модели не сохранились. Но спустя 60 лет стараниями «Мастерской Евгения Шаманского» хотя бы на точнейшую реплику можно полюбоваться.

В начале Великой Отечественной этот ЗИС-5 погиб в Смоленской области, а в наши дни был восстановлен энтузиастами до ходового состояния с сохранением следов боевых повреждений. И пусть вас не смущают неаутентичные дополнительные фары и зеркала заднего вида — это временные меры безопасности. Дело в том, что из родного Иваново легендарная «трёхтонка» под управлением Александра Трушина добирается на мероприятия самостоятельно! И Подмосковье для ветерана не предел — в этом году исторический грузовик успел сгонять на своих колёсах даже до Белоруссии!

Огромная коллекционная редкость — ГАЗ-64 с узкой колеёй: таких внедорожников конструкции знаменитого Виталия Грачёва в начале Великой Отечественной выпустили порядка 600 штук. Почти все они утрачены, сохранились единичные экземпляры.

Американские Доджи семейства T214, прозванные за грузоподъёмность в 750 кг «Три четверти», массово поступали в СССР по ленд-лизу, но как раз такие командирские машины модификации WC-57 с лебёдкой официально к нам в страну не привозили. Тем не менее в Красной армии они всё же изредка встречались. А на слёт в этом году приехали сразу два вездехода.

BMW R75 — пожалуй, самый известный немецкий тяжёлый мотоцикл Второй мировой с приводом колеса коляски — прибыл на фестиваль в «африканском» исполнении.

Кстати, советский мотоцикл М-72 проектировали как раз на основе конструкции BMW. Слёт посетил редчайший образец, собранный на Горьковском заводе (ГМЗ) в 1943 году — до наших дней дошли всего две машины такого типа.

ГАЗ-67Б — самый популярный советский вездеход первых послевоенных лет, но в наши дни встретить экземпляр в аутентичном состоянии — большая удача.

Фестиваль позволяет сравнить в одинаковых полевых условиях однотипную технику разных стран — для этого в программу слёта традиционно включают штурманское ралли. К примеру, советским ГАЗ-67Б противостоял целый выводок американских «Виллисов». Один из них и победил в соревновании по ориентированию и точности движения.